Семья является важнейшим общественным институтом, играющим решающую роль, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. К сожалению не всегда и не каждая семья выполняет все необходимые функции и с должным качеством.
Можно с полной убежденностью утверждать, что оставленные без внимания дети составят угрозу общества, вливаясь впоследствии в теневую экономику, криминальный мир, составят группы социального риска.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей.
Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.
Объект исследования
:
опека и попечительство как основные формы определения ребенка на дальнейшее воспитание.
Предмет исследовани
я:
социальный статус детей, оставшихся без родителей.
Цель исследования
:
изучить нормативно – правовую базу по опеке (попечительству), социально-психологические особенности, социально-педагогические характеристики детей оставшихся без родителей.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по выбранной теме.
2. Изучить социально – психологические особенности детей-сирот и опекаемых разного возраста.
3. Рассмотреть существующие технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными.
Методологической основой исследования являются принципы, разработанные в отечественной науке:
принцип связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей, принцип учета возрастных и личностных особенностей, принцип системного подхода.
Теоретической базой исследования являются основные теории:
Социоцентристские теории развития личности (К.Маркса, Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, Т.Парсонса), где рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом; антропоцентристской теории (Ф.Гиддингса, Ж.Пиаже, Г.Тарда, Э.Эриксона, Ю.Хабермаса, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и др.) рассматривающих психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
При решении поставленных задач, применялись методы
: анализа и синтеза данной проблемы.
Этапы работы:
На первом этапе (2007г.) – была сформулирована тема, цель, объект, предмет, задачи, проводилась работа с научной, учебной и правовой литературой.
На втором этапе (2007-2008гг.) – осуществлялся анализ социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены социальный портрет современного беспризорника, общие технологии социальной работы.
Теоретическая значимость:
в данной работе проведен расширенный анализ изучаемой проблемы, который можно в дальнейшем использовать в практической деятельности с данной социальной группой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
проведенный глубокий теоретический анализ данной проблемы позволил нам составить рекомендации которые представлены в заключении.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.