Основными субъекты социальной адаптации детей с ОПФР на современном этапе развития общества является: государство со свой правовой базой в данной отрасли, система образования со своими структурными подразделения, система труда и социальной защиты со своими структурными единицами.
Вот уже на протяжении ряда лет ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития. Необходимость содействия физическому, психическому развитию таких детей, предупреждение у них возникновения вторичных отклонений в развитии, обеспечение личностно-ориентированной, разноуровневой коррекционной работы не вызывает сомнения. Решение проблем, возникающих у особого ребенка, создание своеобразного развивающего «поля», которое бы способствовало компенсации дефектов в развитии, т.е. собственно психолого-педагогическое сопровождение, ведет к благополучной социальной адаптации ребенка в обществе.
Комплексное сопровождение в образовательном учреждении – система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Основные характеристики этой системы:
-законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей;
-мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов;
-преемственность при переходе ребенка из ДОУ в школу;
-независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.
Концепция сопровождения как новая образовательная технология разработана Е.И.Казаковой. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.
Е. И. Казакова даёт следующее определение сопровождению: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» [5,с.46].
В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребёнка в каждом конкретном случае выступает и сам ребёнок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребёнка.
Субъектный четырехугольник по Е.И.Казаковой.
ребенок -педагоги
родители -ближайшее окружение
Следует различать понятия:
Процесс сопровождения – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения.
Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Основные принципы сопровождения ребенка.
Рекомендательный характер советов сопровождающего: все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Чем более компетентен ребенок в решении своих проблем, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него.
Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»: специалист сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения: специалист сопровождения прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: требуется согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности.
Контингент детей, имеющих как психоневрологические, так и соматические проблемы при снижении коммуникативных возможностей и способностей к взаимодействию со взрослыми и в условиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значимых факторах:
-необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (нарушением развития), от проблем педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации);
-дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
-четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей;