Статус по управлению совокупности респондентов таков:
% | |
Руководитель учреждения |
3,0 |
Руководитель подразделения |
5,7 |
Специалист |
89,6 |
учитель |
1,7 |
20,1% опрошенных имеют высшую квалификационную категорию, 40,6% -- первую квалификационную категорию, 23,7% -- вторую квалификационную категорию, 15,6% респондентов не имеют категории.
По стажу работы с лицами с особенностями психофизического развития совокупность опрошенных специалистов имеет следующую структуру:
Стаж |
% |
До 1 года |
8,4 |
До 5 лет |
29,4 |
До 10 лет |
31,1 |
До 20 лет |
18,8 |
До 30 лет |
7,3 |
Свыше 30 тел |
5,0 |
В совокупности опрошенных представлены специалисты, работающие со всеми категориями лиц с ОПФР. В таблице отражено процентное соотношение опрошенных специалистов, работающих с детьми и молодыми людьми с разными особенностями развития.
Категории лиц с ОПФР |
% от числа опрошенных специалистов |
Глухие |
10,5 |
Слабослышащие |
15,6 |
Незрячие |
7,7 |
Слабовидящие |
12,6 |
С интеллектуальной недостаточностью |
56,0 |
С трудностями в обучении |
55,2 |
С нарушениями речи |
43,5 |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата |
36,0 |
С множественными нарушениями |
37,4 |
С иными нарушениями |
3,3 |
Исследование показывает, что положение детей и молодых людей с особенностями психофизического развития (далее с ОПФР) в нашем обществе медленно, но улучшается. С этим утверждением согласны 89,4% опрошенных специалистов и 10,6% затруднились ответить на этот вопрос.
Практически все специалисты, принявшие участие в исследовании, считают, что знают права детей и инвалидов в полной мере (99,4%).
Из документов, в которых прописаны права детей ОПФР, специалисты в первую очередь называют Конституцию (основной закон) Республики Беларусь 69.3% Затем опрошенные выбирали документы, декларирующие права ребенка, в следующем порядке: Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития» - 100%, Закон РБ «О правах ребенка» – 72%.Закон РБ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» – 58%.
Рассмотрение помощи детям с особенностями психофизического развития (далее с ОПФР) и детям-инвалидам в контексте непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса их развития дало возможность выделить как наиболее успешные, так и проблемные области. К успешным областям работы с детьми с ОПФР и детьми-инвалидами были отнесены: коррекционно-развивающая (59,8%), учебно-воспитательная (52,3%), консультативная (32,4%).