Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.[5;35]
Представители новой психологии пола считают, что основное значение в формировании половой роли имеют социальные ожидания общества.
С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом. Представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин. Мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически. Женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Согласно исследованиям С. Бем наиболее приспособленными и успешными в жизни является люди андрогинного типа, имеющие черты того и другого пола. [22;35]
Хотя социальные ожидания и социальные нормы поведения мужчин и женщин в обществе играют важнейшую роль в процессе половой социализации, вместе с тем немалое значение имеют и сама активность индивида, и его личные мотивы, цели, наклонности. Принятие индивидом социальных ценностей - процесс активный, индивид может варьировать роли, уклоняясь от стандарта. [35;с.159-165].
Рассмотрев теории поло-ролевой социализации можно предположить, что психологическими механизмами формирования семейных ролей являются: процесс идентификации, социальные подкрепления, осознание социальной роли и социальные ожидания относительно половых ролей.
Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако такая сложная система семейных ролей не может быть непротиворечивой, так как формирование представлений о семейных ролях происходит в детском возрасте под влиянием среды, в которой ребенок вырос.