К моменту вступления в брак человек имеет уже сложившиеся потребности, ценности, установки. Значимый вклад в разработку связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком был внесен И.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой. Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи. Ими так же было показано, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака. [29] четырехстоечные подъемники ножничные автоподъемники станки.
В исследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что такие показатели, как ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого, каждым из супругов тесно коррелируют с удовлетворенностью браком.[46; с.100]
Отсюда следует, что согласованность в ролевой сфере т.е. соответствие взглядов на ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, проведение досуга, во многом определяется выбором партнера по браку. Для того, что бы понять механизм брачного выбора рассмотрим ряд концепций.
Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса. [40;с.19-22]
Теория комплементарных потребностей Р. Уинча
основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина,
а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
Инструментальная теория подбора супругов,
разработанная Р. Сентерсом,
уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
Теория «стимул-ценность-роль»,
или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна
основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди.
Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул».
Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, у них складывается первоначальное мнение друг о друге. Если первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии - сравнению ценностей.
Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию - ролевую.На третьей стадии - партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса.
Первый фильтр — место жительства — отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
«Круговая теория любви» А. Рейса
объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, как они чувствуют себя в обществе друг друга.
2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим.
3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
4. Реализация основных потребностей личности: потребности в любви, доверии, и др.