Основными целями изучения потребителей являются анализ структуры реальных покупателей того или иного товара и мотиваций их выбора. В процессе выявления состава потребителей и реального потребительского спроса определяются социальный и психологический портреты потребителей. Среди опрошенных потребителей преобладали женщины (76%). Возрастной диапазон посетителей достаточно широк, колеблется от 20 до 60 лет. Основная доля посетителей относится к возрастной категории от 41 до 60 лет, средний возраст посетителя составляет 43 года.
Возрастные группы населения среди респондентов были представлены: 32% — в возрасте от 21 до 30 лет, 37% — лица в возрасте от 31 до 45 лет, 17% — от 46 до 60 лет, по 7% — лица до 20 лет и старше 60 лет.
Рис. 4 Распределение посетителей аптек по возрастным группам
По социальной принадлежности контингент опрошенных посетителей распределился следующим образом: 24% — служащие, 23% — рабочие, 19% — учащиеся и студенты, 16% — лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, 11% — пенсионеры, остальные — безработные и домохозяйки.
Рис. 5 Распределение посетителей аптек по социальной принадлежности
Увеличению затрат бюджета на компенсацию бесплатного и льготного отпуска медикаментов. На сегодняшний день из-за бюджетного дефицита аптечные учреждения кредитуют лечебно-профилактические учреждения. Так, средняя ежемесячная задолженность учреждений здраво-охранения перед предприятием «Фармация» составляла в 2002 году 648 тыс. грн.
В связи с ростом цен на медикаменты неизбежно снизится их доступность населению, что повлияет на качество лечения и приведет к увеличению социальной напряженности в обществе. Покупательная способность населения восточного региона — 5,8 грн. в месяц на человека, в Луганской области — 4,4 грн. Это довольно низкий показатель, и он может еще снизиться.