«Учиться никогда не поздно! Даже если за плечами более 20 лет трудового стажа! Было бы желание».
«Да, готов(а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен(а)» – 23%
«Я пытаюсь накопить деньги на повышение квалификации. В условиях кризиса это, к сожалению, трудноосуществимо, но я делаю всё для этого возможное».
«В данный момент я этим и занимаюсь».
«Совершенству нет предела».
«Необходимо наращивать потенциал и повышать квалификацию – этим и ценны специалисты в своих сферах деятельности».
«Уже этим занимаюсь с сентября! Кризис – самое плодотворное время для обучения и познания чего-то нового».
«Мне не хочется терять навыки в тех направлениях, где уже есть опыт».
«Нет, я и так достаточно квалифицирован(а)» – 5%
«Куда уж больше! Работаю инженером-электронщиком, а заодно и за механика, электрика и организатора».
«Нет необходимости, так как моё образование и моя профессия изначально связаны со сферой обслуживания».
«Нет, не хочу / нет возможности» – 4%
«Мне хотелось бы освоить новую профессию, но нет возможности».
«Нет материальной возможности».
Выводы по главе:
В первой главе мы операционализировали понятия, рассмотрели основные научные теории труда и мотивации, а также проблему трудоустройства во время кризиса. Изучили основные тенденции рынка труда и изменения в жизни трудящихся россиян за последние полгода. Проанализировав текущее состояние рынка труда «на берегу» и «в море», мы пришли к выводу о том, что раньше многие могли выбирать работу, важны были месторасположение работы, соцпакет, то сейчас это менее важно по сравнению с фактом сохранения работы. То есть выросла ценность работы как таковой. Однако нехватка моряков по-прежнему остается, и эта специальность остаётся одной из немногих, где работники диктуют условия контрактов.