«Зеленая Книга» Муаммара Аль-Каддафи характеризуется прежде всего простотой изложения и точностью формулировок. Как «выходец из народа» Каддафи пишет свой трактат именно таким языком, чтобы его мог понять любой житель страны вне зависимости от его образования. Призывы звучат порой довольно резко и в некоторых местах даже можно сказать разгромно и не вполне дипломатично, однако, автор вложил в слова столько экспрессии, что они заражают энтузиазмом и порой эмоциональное впечатление пересиливает здравый смысл, заставляя поверить в написанное.
Как бы утопична не казалась эта концепция европейскому человеку, на территории Ливии она частично была воплощена в жизнь. Богатство действительно делилось между жителями страны, не смотря на то, что большая часть, безусловно, оседала у правителя. Все же, государство сформировалась гораздо более демократичное, чем даже некоторые европейские страны.
Возвращаясь к «Зеленой книге», стоит рассмотреть структуру изложения текста. Книга делится на три составные части: «Решение проблемы демократии. Политический аспект Третьей Всемирной Теории», «Решение экономической проблемы. Экономический аспект Третьей Всемирной Теории» и «Общественный аспект Третьей Всемирной Теории».
Изложение ведется очень логично. От общих положений теории и критики всех существующих систем Каддафи переходит к своему собственному видению демократии. Интересна его радикальная позиция к структурам власти, давно зарекомендовавшим себя по всему миру. Полный разгром парламента и партий звучит совершенно революционно. С одной стороны, Каддафи приводит значимые доводы и аргументы, с которыми нельзя не согласиться и которые, наверняка, отлично воспринимаются народом. Однако, если копнуть глубже, можно задуматься и над тем, что предлагаемое положение дел - утопия. И что реальной альтернативы представительству интересов людей в правительстве путем посредника- нет. Власть народа Каддафи предлагает организовать путем народных комитетов и народных конгрессов.
Во второй части книги автор рассказывает о том, по какому принципу в государстве должна организовываться работа и как должны распределятся общественные блага. Основный принцип трудовых отношений «не наемные работники, а партнеры». Блага не могут принадлежать кому-то одному. Они- собственность каждого жителя страны.
Кульминацией становится глава о культурных нормах жизни демократического общества. Равенство -вот главный принцип демократии. Особый интерес представляют его доводы о смысле искусства и бессмыслие развлечений вроде спорта, где не все участники события имеют возможность принять участие.