Роль женщины и мужчины в социализации и воспитании детей

Воспитание является важнейшей функцией семьи. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка, во-первых, путем непосредственного целенаправленного воздействия на него взрослых членов семьи, прежде всего матери и отца, и, во-вторых, всем строем, образом жизни, который определяется не только и не столько уровнем благосостояния семьи, сколько ее социальными ориентациями, структурой материальных и духовных потребностей, способами и формами их удовлетворения.

Содержание и формы воздействия родителей на личность ребенка во многом зависят от того, насколько их моральные установки соответствуют политическим, нравственным, эстетическим установкам общества, насколько органично семейные интересы сочетаются с общественными. Характер этого воздействия во многом зависит и от педагогической подготовленности родителей, знания ими психологических особенностей развития ребенка, умения соразмерять семейное воздействие с общественным, с влиянием школы, средств массовой информации и т. д.

Воспитательный эффект семейного воздействия значительно возрастает, если ребенок активно участвует в жизнедеятельности семьи, в принятии семейных решений, прилагает все усилия для самовоспитания и самосовершенствования. Особенно это важно для процесса воспитания подростка. Характер и степень участия женщины в общественной жизни служит основой оптимального осуществления ее организаторских и воспитательных функций в семье. Как справедливо отмечал А. С. Макаренко, «настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой, гражданской жизнью» [5,с.31]. Общее образование, которое получает женщина, помогает принимать правильные педагогические решения, преодолевать многие трудности в процессе воспитания детей и подростков. Дело не только в том, что образованная, культурная женщина глубже проникает в психологический мир своего ребенка, разбирается в особенностях его характера и поступков, но и в том, что высокий уровень духовных потребностей и запросов родителей определяет семейную атмосферу, влияние которой особенно велико в период становления личности.

Атмосфера духовной, интеллектуальной жизни семьи незаменима для правильного формирования личности ребенка. Содержание бесед, характер проведения свободного времени, выбор книг для чтения и обсуждения, умение ответить на самые разнообразные запросы ребенка – все это предопределяет высокий престиж матери в семье, повышает ее воспитательный потенциал. К детям переходит ее увлеченность профессией, ее многообразные интересы, общественная активность. Становление семейной кооперации, справедливое распределение всех домашних обязанностей укрепляют отношения в семье. Однако данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что как по времени, так и по формам участия в воспитании детей мужчина часто уступает женщине, что отрицательно сказывается и на отношениях между супругами, и на отношениях между родителями и детьми. Юноши и девушки в большей мере считаются с советами и требованиями матери, больше общаются и дружат с нею, и поэтому степень ее влияния на них выше [4,c.6].

Возросший авторитет матери – отражение активной деятельности женщин как в общественной, так и в семейно-бытовой сферах. Женщина широко пользуется предоставленными ей обществом условиями и для обогащения своей личности, и для наполнения новым содержанием семейного общения. Это не умаляет значения отцовского авторитета и его роли в воспитании детей. Отцовское влияние не может быть подменено материнским или влиянием детских учреждений. Наибольший эффект, как показали многочисленные исследования, дает сочетание воспитательных усилий матери и отца, общественных и семейных форм воспитания.

Это хорошо сознают в семьях, где последовательно осуществляется кооперация домашнего труда, полнее взаимопонимание между супругами. Такая кооперация встречается чаще в молодых семьях с достаточно высоким уровнем образования супругов. В современных условиях процесс воспитания в семье значительно усложнился. Научно-техническая революция повлекла за собой существенные изменения в быту, в общении, организации досуга семьи. Урбанизация, миграционные процессы, совершенствование средств передвижения, увеличение объема культурной информации, получаемой с помощью радио, телевидения, кино, раздвинули домашний мир семьи, расширили ее связи, дали возможность почувствовать свою сопричастность событиям, происходящим далеко за пределами семьи, расширили кругозор и старшего, и младшего поколения. Но эти же причины привели и к ослаблению социального контроля со стороны непосредственного окружения детей (семьи, соседей, родственников, знакомых) [5,c.33].

Далеко не однозначное влияние на семейное воспитание и осуществление женщиной воспитательных функций оказывает тенденция к сокращению числа детей в семье.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |