В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в современной семье основную, если не всю работу выполняет женщина. Чему во многом способствуют сложившиеся в обществе стереотипы о предназначении женщины, прежде всего как домашней хозяйки.
«Второй рабочий день» женщин никак не оценивается государством. Более того, в общественном сознании укоренилась мысль, что труд в домашнем хозяйстве – это проблема семьи, а в конечном счете – личное дело женщины. На домашний труд не распространяются те нормативы и оценки, которые имеются в сфере профессионального труда. Не известно, каковы оптимальные и предельные нормы домашнего труда. Вопрос о том, чтобы каким-то образом оплачивать домашний труд, даже не дискутируется. Женщине предоставлена целая сфера малоквалифицированного труда на безвозмездных началах. И это при том, что она несет на своих плечах наряду с профессиональной деятельностью все возрастающую долю работы, которую должна выполнять сфера услуг.
«Двойная занятость» оказывает сильное воздействие на продолжительность и характер свободного времени женщины. Испытывая постоянный дефицит в полноценном, разностороннем отдыхе, общении с детьми, женщины используют те немногие свободные часы, которые выкраиваются после рабочего дня и выполнения необходимых обязанностей по дому, в основном для элементарного восстановления сил и минимального удовлетворения потребностей в новой информации.
В результате на лицо грубейшее нарушение Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году ООН, в которой говорится, что государства–участники принимают все соответствующие меры с целью:
А) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;
Б) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими [6,cт.5].
Те семейные функции, которые создают простор для самовыражения женщины, формируют ее как личность (воспитание детей, организация свободного времени), необходимо рассматривать как деятельность, органически присущую современной семье и имеющую основания для дальнейшего развития. А те функции, которые, напротив, тормозят процесс формирования личности (обслуживание семьи), необходимо расценивать как бесперспективные. Они должны быть постепенно переданы высокомеханизированным и автоматизированным предприятиям бытового обслуживания.