По данным Института мировых ресурсов, из 7,5 млн. км2 исчезнувших лесов 2 млн. км2 приходится на два последних десятилетия.
Представителей третьей группы интересовал только второй вопрос - экономическая помощь США и европейских стран, или так называемого «золотого миллиарда» беднейшим странам люнеты. Безусловно, их можно понять. Наплевать им на исчезновение видов, если в их странах умирают от голода. Для справки: почти 1 млрд. человек на Земле голодает, в то время, как в США каждый четвертый страдает от ожирения.
Лидеры, каждый со своими интересами, собравшись на саммит Земли, попытались построить Вавилонскую башню. Но, увы! Выступившие единым фронтом общественные и экологические организации заявили, что саммит Земли провалился.
Один из самых важных результатов многочисленных исследований по экологической ситуации в мире – это вывод о том, что если человечество хочет избежать экокатастрофы, оно должно выработать новую парадигму прогресса.
В сложнейшей ситуации общество может выбирать лишь из двух путей:
1) сплочения всех людей, народов, государств независимо от социальной системы, уровня образования, вероисповедания ради жизни на Земле;
2) борьба за природные ресурсы, использование материалов и финансовые возможности в попытке обеспечить для своей страны экологически чистые пространство, продукты, энергию.
От человеческого общества зависит, станет ли Земля ареной битв, или же люди покажут, что они действительно разумны и способны объединиться во имя жизни.
В этой связи необходимо остановиться на тезисе Самуэля Хантингтона о грядущем «столкновении цивилизаций» в мировой политике. Его статьи вызывали такой же резонанс, как и статья Фукуямы «Конец истории» в свое время. Тезис Хантингтона можно сформулировать так: «Принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между нациями и группами отдельных цивилизаций», следующая мировая война, если она состоится, будет войной цивилизаций». По мнению Хантингтона, к концу ХХ века цивилизации, как субъекты мировой политики, пришли на смену нациям-государствам цивилизациями он называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, религия ми.
Он выделяет 8 цивилизаций:
- западную;
- конфуцианскую;
- японскую;
- исламскую;
- индуистскую;
-славяно-православную;
- латиноамериканскую;
- африканскую.
Взаимоотношения цивилизаций потенциально конфликтные, поскольку в основе их различий – убеждения и ценности, а примерить это, считает Хантингтон, сложно.
Столкновения цивилизаций происходит на макро- и микроуровнях. Макроуровень – это международный уровень борьбы цивилизаций; столкновения на микроуровне –
это угроза внутренней стабильности государств в тех случаях, когда линии цивилизационных разломов проходят по их территориям. Вооруженные конфликты между группами, представляющими различные цивилизации, могут привести к глобальным конфликтам. Поскольку экономическая конкуренция преобладает только между европейскими и американскими субцивилизациями, то между этими субцивилизациями и Японией существует международная стабильность, которая оказывается под угрозой. Взаимодействие остальных цивилизаций принимает насильственные формы.
Хантингтон видит в столкновении цивилизаций угрозу внутренней стабильности стран, прежде всего это грозит Турции, Мексике и России, поскольку эти страны представляют особо высокий уровень культурной гетерогенности.
В условиях существования различных цивилизаций Западу, следует позаботиться о защите своих фундаментальных культурных ценностей через ограничение роста военной мощи конфуцианских и мусульманских государств. Запад не может далее навязывать не западным цивилизациям свои стандарты. Он рекомендует союз с Россией в целях сдерживания китайской и мусульманской угрозы.