Представляет интерес работа Д. Бела «Третья технологическая революция и ее возможные социально - экономические последствия», в которой автор определяет основные инновационные технологические процессы, лежащие в основе перехода к информационному обществу:
- переход от механических, электрических и электромеханических систем к электронным, в результате чего произошло редуцирование конструктивных элементов и рост скорости передачи информации.
- минитюризация, т.е. значительное изменение величины конструктивных элементов, проводящих электричество или преобразующих электрические импульсы (транзисторы, чип и т.д.).
- дигитализация, т.е. дискретная передача информации посредством цифровых кодов
- программное обеспечение, позволяющее одновременно решать различные задачи без знания какого-либо языка на персональном компьютере.
Процесс информатизации общества ныне приобрел глобальный характер и является стержнем научно-технического и социально-экономического развития. Процесс информатизации особенно характерен для передовых в техническом отношении стран, где он оказывает огромное воздействие на их жизнь. З.Бжезинский отмечает, что ныне самые развитые индустриальные страны, в первую очередь США, начинают переходить от индустриальной стадии развития к эпохе, когда техника, в частности электроника, становятся основным фактором, определяющим социальные сдвиги, изменение нравов, социальной структуры, ценностей, общества в целом.
Во второй половине 60-х г.г. люди осознали рост информации по экспоненциальной кривой, получившей название "информационного взрыва". Это особенно характерно для убыстряющегося роста научных знаний. Для обработки огромного массива информации стали необходимы специальные средства обработки этой информации. Существующие информационные средства со временем стали не справляться с обработкой и выдачей огромного потока информации, что привело к росту объема неопубликованной и неиспользуемой информации, затруднению межъязыкового обмена. Возникла настоятельная потребность не только в новых технических информационных системах, но и в разработке новых методов обработки, накопления и распространения информации. Все это дало мощный толчок развитию информатики, информационной технике (в частности, появлению микропроцессоров, персональных компьютеров и др.) и программного обеспечения.
В конце 20 века социальная значимость информации резко возросла в силу ряда причин. Увеличились информационные потребности людей и информация превратилась в массовый продукт. Возникает информационный рынок, платным товаром в котором выступает информация. Информационные преимущества становятся важной социальной силой, обладающие информацией обладают властью.
Концепция информационного общества (авторы – Е. Масуда, Д. Мартин, Г. Молитор и др.) занимает видное место в современной науке. Она сменила концепцию индустриального и постиндустриального общества и основана на предпосылках о том, что информатика и информационная технология выступают средством изменения социальной структуры общества, производительных сил, создания целостной индустрии информации. В ряде развитых стран приняты государственные программы построения информационного общества.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных составляющих: медиатизацию (от лат. Mediatus – выступающий посредником) – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование искусственного интеллекта. Информатизацию общества следует трактовать как качественное совершенствование с помощью современных информационно-технических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть органически связана с процессами социальной интеллектуализации, что способствует существенному повышению творческого потенциала личности и ее информационной среды.