Образование в поликультурном обществе

В.В. Путин, определяя стратегическую линию национального проекта «Образование», сказал: «Мы должны, наконец, создать основы для про­рывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабора­торного оборудования, программного обеспечения, модер­низацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы».

Рассмотрим некоторые аспекты проблемы образования в поликультурном мире.

Содержательный аспект

. Возрастание роли образования в процессе духовного воспроизводства нации в переходные периоды развития общества связано с его двояким социокультурным потенциалом, способным обеспечить интеграцию социума на основе традиционных ценностей и выработку новой системы ценностей как основы качественного преобразования общества. Для трансформирующейся современной России культуротворческая функция образования должна играть ведущую роль.

Во-первых, аномия (Э. Дюркгейм) в обществе привела к распространению модели западной системы ценностей, в основе которой лежит индивидуализм, прагматизм, гедоизм, чуждые традиционным российским духовным ценностям. Поиск тех духовных оснований, которые способны интегрировать российский социум становится настоятельной необходимостью. Именно воз­можности образования сохранять специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве важнейшего условия духов­ной безопасности российского общества, поскольку без духовной са­мобытности народ не сможет существовать в общемировой семье куль­тур и цивилизаций, и, в конечном счете, его экономические и геополити­ческие позиции существенно ослабнут. Здесь ключ к пониманию взаимосвя­зи места России в мировом сообществе и государственной политики в сфере образования, к осознанию и решению наших актуальных проблем.

Следует отметить, что «высокий уровень культуры», наряду с «хорошей профессией» и «шансами на больший успех в жизни» студенты называют в числе важнейших результатов получения высшего образования.

Представления студентов о ценности высшего образования

(данные приведены в % от общего числа ответивших на вопрос)

Варианты ответов на вопрос «Как вы считаете, что, прежде всего, дает высшее образование человеку»

1997

2005

Хорошую профессию

56

53

Шансы на больший успех в жизни

28

62

Диплом, дающий социально-престижный статус интеллигента

49

28

Возможность избежать службы в армии и безработицы

7

12

Высокий уровень культуры

36

38

Материальное благополучие

30

25

Возможность работать за рубежом

15

10

Приятное времяпровождение в студенческие годы

17

25

Возможность выбрать достойного спутника жизни

12

3

Ничего не дает

2

0,7

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |