Хорошее образование – важнейший, но не единственный способ повышения своей будущей зарплаты. Не менее важно правильно выстроить свою профессиональную карьеру.
В ней можно без труда обнаружить четыре основных этапа:
1) первоначальное овладение профессиональными навыками (в учебных классах и во время учебных стажировок);
2) испытательный период (его не избежать – особенно когда человек устраивается на работу первый раз после окончания обучения);
3) основной период профессиональной работы (в одной или нескольких организациях);
4) уход на пенсию (см. рис. 3).
Выше мы уже обсудили проблемы, связанные с самым первым этапом карьеры – обучение профессиональным знаниям и навыкам, которые дают потом шанс найти работу. А потому теперь сосредоточимся на этапе, который обозначим как «основной период карьеры».
Именно то, как человек будет действовать в этот период, где и как он будет трудиться, во многом определяет те полезные знания и навыки, которые он сможет приобрести на протяжении своей карьеры. Исходя из этого, работодатели готовы платить человеку с ценным опытом работы более высокую зарплату (в «уравнении зарплаты» этот фактор повышения доходов символизирует изображение трудовой книжки – документа, в котором в России записывается весь трудовой путь человека). Следовательно, чтобы добиться повышения зарплаты, надо построить свою карьеру таким образом, чтобы постоянно набирать все больший объем именно тех навыков и знаний, которые особенно высоко ценятся работодателями.
Добиться этого можно по-разному. Одни считают, что самый верный путь – работать в одной и той же организации как можно дольше, в идеале – до самой старости. Такой подход к построению карьеры долго был общепринятым в России (человека, часто менявшего место работы, презрительно называли «летуном»). Присущ такой взгляд на профессиональную карьеру и многим и азиатским странам, прежде всего Японии. Здесь общепринята модель «пожизненной занятости» - человек всю жизнь работает в одной и той же организации, т.е. не переходит на работу в другое место по своей воле. Но и организация никогда его не увольняет (если только сама не оказывается на грани разорения и ликвидации). Чем дольше японец работает, тем выше его заработная плата. Иными словами, ему (также как это было принято в России) платят «за выслугу лет».
Такая модель карьеры не единственно возможная. В странах Западной Европы и в США особенно принято, что человек на протяжении своей трудовой карьеры меняет место работы много раз. Некоторые специалисты по планированию карьеры даже рекомендуют не реже, чем раз в 5 лет. Более того, многие крупные коммерческие организации с учетом этого планируют карьеру своих молодых сотрудников. Например, предусматривается, что на протяжении первых 10 лет своей работы в фирме молодой специалист должен поработать не менее чем в 5 различных его подразделениях.
Дело в том, что долгая работа на одном месте делает человека более склонным к рутинному поведению, т.е. решению возникающих перед ним служебных задач одним и тем же найденным когда-то способом. Кроме того, как считают психологи, работа всю жизнь в одной и той же организации снижает у людей склонность к проявлению инициативы и изобретательности. А нынешняя жизнь, особенно в таких быстро меняющихся странах, как Россия, заставляет работодателей ценить в работниках именно эти качества.
Но и в японской системе пожизненного найма принято время от времени переводить работников из одного подразделения фирмы в другое, чтобы «встряхнуть» его и заставить посмотреть на свои трудовые обязанности «свежим» глазом. К сожалению, в России активное построение карьеры и целенаправленная смена мест работы ради расширения круга своих деловых навыков и связей сегодня сильно осложнены (кроме нескольких крупнейших городов). Причина тому – крайне затрудненная возможность смены места жительства из-за дефицита и дороговизны жилья, а также то, что повышенный интерес у работодателей пока вызывают работники не очень большого числа профессий (хотя их перечень год от года расширяется). Скажем, в последние годы в нашей стране стало требоваться все больше не только торговых работников, специалистов по продаже и маркетингу, а также банковских специалистов, но и юристов, инженеров в области телекоммуникаций и компьютерных сетей, поваров высшей квалификации (скажем, в Москве найти шеф-повара для крупного ресторана с заработной платой 10-15 тыс. долларов в месяц труднее – чем директора банка), специалистов в области гостиничного хозяйства и туризма и т.д.