Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферах жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Система воспитания упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность. Vinnermyer s530e сетевая поломоечная машина.
Особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту - образованию и приобретению профессии.
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк: усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта, соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала, трудоустройство выпускников учебных заведений, их социальный статус и т.д. Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического. Одной из главных характеристик социализации образования является оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей в реализации социально признанных ценностей и собственных творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной, производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формировании специалиста любого профиля приоритетным является не столько набор специальных знаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как "стартовая площадка" и необходимое условие саморазвития личности профессионала, его творческой самореализации.
Становится все более актуальным, что научный рационализм, утилитарный техницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими, социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализации образования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найти действительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого начала. Эти параметры социализации выступают как категорический императив для любых перспективных моделей и типов образования. Данный принцип вытекает не из "благих" или "злых" пожеланий, а из самой объективной логики развития гражданского общества. Это и есть фундаментальный методологический принцип социализации образования, который необходимо обязательно учитывать при проектировании, программировании и прогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательного учреждения до уровней регионов, федерации и глобального социума.
Социализация образования предполагает осуществление следующих конкретно-практических действий в реализации данного принципа:
первостепенным для профессорско-преподавательского корпуса является воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В "сухом остатке" образования должны быть не только чисто профессиональные знания, умения и навыки, но и более высокий уровень социальной зрелости, понимания мотивов поступков, самопознание и самореализация как одно из измерений личностного развития гражданина. Стремление видеть в человеке не только обучаемого будущего специалиста, а прежде всего личность человека с его индивидуальностью, социально обусловленными человеческими качествами во всем богатстве и многообразии связей, взаимодействий с окружающим миром на основе педагогики сотрудничества и социального партнерства в системе взаимоотношений "преподаватель- студент"; внимательный учет и анализ специфики состава студентов, той сферы деятельности, к которой они готовятся как будущие специалисты, а также социально-психологических особенностей в развитии личностного, интеллектуальных, профессиональных факторов формирования человека в возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя напряжение его умственных способностей, мотиваций и ценностей в эмоциональной, рациональной и волевой сферах. Сопряжение обучающей деятельности с развивающей, при которой проблемно-ситуационный подход к учебной деятельности сочетается с трудовой, с развитием потребностей в творчестве; формирование целостного, а не "частичного", "усеченного" человека и специалиста. Целостный подход выражается в вовлеченности, включенности студента во всех аспектах, направлениях деятельности, составляющих основу общей и профессиональной культуры человека. Всесторонняя сущность, которая проявляется всесторонним образом - вот кредо целостности индивида; расширение арсенала и потенциала средств обучения и воспитания, ориентированных на становление творчески и нравственно полноценной личности гражданина. Существенное развитие должны получить новые технологии образования: переход от монологичного (преимущественно лекционного типа) образования к диалогичному (главным образом проблемно-практическому); широкое использование дискуссионных форм занятий, деловых имитационных (квази) и развивающих игр и ситуаций; смещение акцента в учебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторных и внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза - научить студентов учиться, правильно мыслить и адекватно действовать. Новые технологии должны опираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, методические разработки, набор технических средств, ориентированные на активные и деятельностные формы обучения.