При рассмотрении особенностей молодежи как социальной группы в первую очередь необходимо дать определение понятию «молодежь». Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют противоречия между формальным (календарным) возрастом, с которого в конкретном обществе отсчитывается начало молодости, и реальным уровнем социально-психологического, социального развития ребенка, достигшего этого возраста; между социально-нормативными требованиями к статусу и поведению молодых и индивидуальным многообразием социального взросления, социализации.
Сложность и многогранность самого феномена молодежи, зыбкость и подвижность возрастных границ молодости определяют наличие в научной литературе довольно многочисленных подходов и определений молодежи и молодости. Выделим наиболее типичные из них:
•психофизиологический подход - молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);
•социально-психологический подход - молодежь - «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;
•конфликтологический подход - молодость - это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»;
•ролевой подход - молодость - это «особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;
•субкультурный подход - молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;
•стратификационный подход - молодежь - это социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками;
•социализационный подход - молодость - это период социального роста, первичной социализации. «Главная цель юности - самоопределение, персонализация;
• интеракционистский подход - молодость - это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку оно проявляется в спонтанности, непосредственности поведения;
•аксиологический (ценностный) подход - молодость как социально значимый, важный этап жизненного цикла человека;
•субъективный подход - молодость - это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие;
•процессуальный подход - молодые - это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.
Опираясь на эти разнообразные подходы, сегодня важно обобщить то позитивное, что есть в опыте зарубежных и отечественных юнологов. Поэтому не будем оценивать или критиковать их. Подчеркнем другое:
• необходимо учитывать различные реально существующие подходы;
•важно видеть, что множество определений связано со спецификой угла зрения на молодежь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психология, культурная антропология, социология и т.д.) и исследовательских установок;
•знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать интегративное определение.
Интегративное определение молодежи охватывает:
• возрастные границы и социально-психологические особенности;
•специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения (в том числе - повседневные молодежные практики);
•специфику молодежи как социально-демографической группы; ее самоопределение и самоидентификацию;
•процесс социализации в единстве социальной адаптации и индивидуализации.
В известной мере обобщающим может рассматриваться подход В.И. Чупрова, выделяющего в рамках социологии молодежи (и зарубежной, и отечественной) основные ориентации в понимании и определении молодежи, молодости:
• молодежь - возрастная группа;
• молодость - определенный этап жизненного цикла;
• социальный статус, определяемый возрастом;
• молодежная субкультура;
• социальная сущность молодежи определяются её ролью и местом в общественном воспроизводстве.
Анализируя все вышеизложенные подходы к определению понятия «молодежь» необходимо выделить то, которое бы отражало основные особенности молодежи как социальной группы.