В этом возрасте часто появляются уже психические расстройства, которые формируют их отношение к обществу и могут затруднять адекватный контакт с ним. Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется социально- психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием, ощущением оторванности от жизни. Одиночество же, будь то физическое или эмоциональное, только усиливает эти негативные процессы, вплоть до проявления девиантного поведения (пьянство, суицидальные попытки и т.д.).
Возникает еще одна социальная проблема, когда мы начинаем оценивать значения пожилого возраста как возраста жизни и здесь уже большое значение приобретают социальные стереотипы. Как указывает Т.В. Карсаевская, в обществе к пожилым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живой могилой, второе – при оценки этого возраста как желанного периода опыта и мудрости. Негативные установки по отношению к пожилым и старым людям оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Общество искусственно обрекает этих людей на одиночество, как бы говоря: " Ну что с вас взять, что вы теперь можете делать?". По данным отечественных исследователей в возрасте 65-75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессией, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль – уйти из жизни самому. Многочисленные самоубийства стариков в западных странах являются несомненным доказательством существования современной геронтофобии (уничтожение стариков), только нанесение смертельного удара оставляется самому старику. Сегодняшний геронтофоб заслуживает большего осуждения, чем его предшественник из эпохи палеолита: тот мог в свое оправдание сказать, что действует в соответствии с обычаем, современному же геронтофобу нет оправдания. А.Сови видит в геронтофобии явление в высшей степени небезопасное. Он считает, что при определенных условиях, которые сегодня трудно предугадать, молодежь может счесть старых людей балластом и настаивать на их физическом уничтожении.
Пожилые люди все больше становятся невостребованными, поэтому с человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности пожилых людей как носителей традиций и культурного наследия наций, пропаганда современных научных знаний о социальной активности поздних лет жизни, о путях достижения "благополучного" старения. Сегодня российское общество находится в состоянии аномии – исчезли единые цели, ценности, многие дезориентированы, потеряли уверенность в будущем, а ведь пожилые люди – это большой резерв традиций и непроходящих ценностей. Восстановить нравственность общества поможет связь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщего милосердия и благоразумия. Носителями и хранителями этих ценностей является поколение пожилых людей, прошедших вместе со страной сложный путь развития, войн, смены руководства и приоритетов. С этой точки зрения очень важно не обрекать пожилых людей на физическое или эмоциональное одиночество, не изолировать их с "устаревшими понятиями жизни", а наоборот, найти новые формы к сотрудничеству.