В социальной работе с пожилыми следует руководствоваться принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезь в чужую душу». Пусть висят портреты и старые картины в комнатах пожилых, пусть их окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ним не расстанутся.
Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.
Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия людей «третьего возраста». Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен
нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, определить выбор места для приема пожилого человека.
Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.
Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и «бурная атака» в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).
Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.
Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.
Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Положительно действует обращение социального работника к клиенту: «Давайте познакомимся, как мне Вас называть?», но если клиент растерян, его можно подбодрить репликами: «Слушаю Вас, Иван Дмитриевич», «какие у Вас проблемы?» и т.д. Социальный работник должен обладать такими коммуникативными качествами как наблюдательность, эмпатия, умение слушать и «строить» диалог. Не следует советовать, указывать, делать назидания. Эти меры не располагают к откровенности и доверительности.
В последние годы созданы социальные надомные службы, помогающие пожилым и престарелым (одиноким людям) организовывать свою жизнедеятельность.
Занятые здесь социальные работники должны владеть умениями и навыками срочной доврачебной медицинской помощи, хорошо психологические особенности своего клиента, его проблемы, интересы, увлечения. При контакте следует определить и учитывать тапы личности пожилого человека: семейный, творческая личность, религиозный, больной и увлекающийся своими болезнями и др. при встрече желательно не иметь о клиенте дополнительной, особенно негативной информации, чтобы не создавать предвзятую установку об этом человеке. Но знать имя, отчество и фамилию, наличие родственников и другие объективные характеристики нужно, чтобы проявить определенную заинтересованность к проблемам, возникшим у клиента.[10]