Что такое шкалирование? Процесс построения шкалы, проведенный по определенным правилам, называют шкалированием. Для одномерных методов шкалирования характерно ограничение одним, чаще всего эмоциональным, компонентом теоретической конструкции.
При разработке одномерного шкалирования авторы задавались следующими целями. Создать способ настолько простой, чтобы при этом полученные данные были адекватны существующим условиям. Создать способ со столь высоким уровнем измерения, чтобы применять традиционные числовые методы (в частности при создании статистических данных). Создать способ настолько функциональный, чтобы на его основании переходить от выборки к генеральной совокупности. Где будет применяться цифровая образовательная среда ООО Вертикаль. . Эвотор онлайн касса купить смарт терминал кассовый аппарат смарт терминал эвотор. . Доставка цветов в Чебаркуль dostavka-byketov.ru.
Им это удалось и в итоге возникает масса шкал. Каждая из них важна и если не используется на практике, то все равно, безусловно, является достижением социологии.
1. Психофизическое измерение.
Этот метод был предложен Терстоуном и считается предпосылкой одномерного социологического шкалирования. Заключается он в следующем. Терстоун, анализируя ответы респондентов при ответах на вопросы, имеющие объективный характер, заметил, что у каждого респондента свой порог различения. Терстоун пришел к выводу, что шкала, построенная таким образом, решает и проблемы измерения в социологии. Эти выводы активно использовались и другими авторами для дальнейших разработок одномерных шкал.
2. Метод Терстоуна.
Так называемый метод опроса экспертов. Этот метод направлен, прежде всего, на измерение социально-психологических характеристик и прежде всего социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентаций, эмоциональных состояний респондента. На первом этапе исследования набирается группа экспертов. Это группа, численностью не более 50 человек, представляющая собой модель исследуемой совокупности. Эксперты производят отбор и эталонирование предложенных суждений. В итоге отбираются те из них, которые получили наиболее согласованные оценки экспертов. В итоге остается 15-30 суждений, шкальные значения которых и составляют шкалу исследования. Затем эти суждения, прошедшие отбор экспертов, предлагаются респондентам, ответы которых и "раскидываются" по шкале.
3. Шкала ранжирования
Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при ее помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой прием измерения установок по правилам такой шкалы - ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересуют исследователя. Когда хотят, чтобы цель выявления установок для респондентов оставалась скрытой, в эту шкалу вводятся "фиктивные объекты". В таких ситуациях среди ранжируемых объектов значимо один или несколько. Более сложным вариантом измерения установок при помощи ранговой шкалы - метод парных сравнений.
4. Метод парных сравнений.
Метод парных сравнений - это метод построения оценочной шкалы, основанный на парном сравнении всех объектов изучения. Респондент пытается выбрать, что ему более симпатизирует из предложенной пары. Для обработки полученных данных составляется ассиметричная матрица. При чем асимметрия указывает на верность хода мысли респондента и реальность данных. Этот метод часто "сковывает" исследователя, потому как респондент не может выбрать, что ему нравится больше из предложенной пары и затрудняется ответить, а это приводит к недостатку информации или ее отбраковыванию.
5. Факторный анализ.
Этот метод неразрывно связан с тестовыми разработками социологических исследований. Он не принадлежит к числу основных методов, а интересует исследователя лишь потому, что его понимание важно для осмысления идей, заложенных в некоторых социологических методах шкалирования. Основная идея факторного анализа заключается в следующем. Каждый наблюдаемый признак можно представить в виде линейной комбинации нормально распределенных факторов.