Современные ученые, сравнивая степень распространенности проституции в разных странах, отмечают два основных фактора: средний уровень доходов в стране, наличие или отсутствие патриархальных традиций (особенно, религиозных запретов).
Там, где у женщин мало иных возможностей заработать на жизнь, проституция нередко становится для них чуть ли не единственной возможностью выжить. Это объясняет сравнительно высокий уровень проституции в странах Латинской Америки и в юго-восточной Азии. Ситуация, однако, меняется, если в стране господствуют строгие патриархальные или религиозные нормы, регламентирующие поведение женщин, такая картина наблюдается в исламских странах, где, несмотря на низкий уровень жизни, уровень проституция относительно низок.
В более богатых странах у женщин меньше экономических стимулов заниматься проституцией, зато у мужчин там больше возможностей покупать платный секс. Поэтому в развитых странах проституция тоже получает широкое распространение, но занимаются ею в значительной степени не коренные граждане, а мигранты. Так, в современной России подавляющее большинство женщин, работающих в сфере "сексуальных услуг", являются гражданами Украины, Молдавии, Белоруссии и иных стран с низким уровнем благосостояния населения.
Что же касается социальной опасности проституции, то ее криминальное происхождение напрямую связано с политическими и экономическими проблемами России. Истории про трудную жизнь провинциалок, не нашедших себя в столице, и их почти бессознательный, но единственно доступный профессиональный выбор растиражированы. Как и их «рабская» работа на хозяина, и бесплатные утренники для охраны пополам с невозможностью вырваться из порочного круга. Социалисты всех времен и народов считали, что индустрия порока - классовая проблема и единственно верный способ ликвидировать проституцию - уничтожить социальное неравенство, эксплуатацию и дать возможность женщинам право на эмансипацию. (Но, как мы знаем, эмансипация привела к тому, что женщины стали пользоваться услугами проституток наравне с мужчинами.) А все остальные практикующие демократы превратили публичные дома по меньшей мере в учебные центры. Так, например, в Германии существуют такие, в которых человек, решивший продавать свое тело, проходит курс повышения квалификации: ему рассказывают не только о физиологических и венерологических особенностях будущей профессии, но и о способах психологической и юридической защиты от клиентов. И это не говоря о том, что публичные дома контролируются с криминальной и медицинской точек зрения. В России же к вопросу о врачебно-полицейском надзоре за проституцией пришли еще в начале века, даже был законодательно оформлен порядок этого самого надзора, а заодно и порядок открытия и содержания публичных домов. Но при советском строе проституции, как известно, не было. В новом Уголовном кодексе России нет статьи об уголовной ответственности за проституцию, однако ст. 240 предусматривает ответственность за вовлечение женщин в это занятие, а ст. 241 карает за содержание притонов.