Родители, виновные в неблагополучной судьбе своих несовершеннолетних детей, несут предусмотренное законом наказание.
Мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2001 г. были подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. - 237,8 тыс.); в суды направлено 36 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (для сравнения, в 2000 г. - 33 тыс., в 1999 г. - 30,4 тыс.). Увеличилось число граждан, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих родительских обязанностей (2001г. - 2,7 тыс. человек, 2000г. - 2,5 тыс. человек).
В течение 2001г. органами внутренних дел проводилась работа с 289,8 тыс. родителей (опекунами, попечителями), не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей (в 2000 г. - 276,7 тыс., в 1999г. - 254,6 тыс.). Объявлялся местный или федеральный розыск в отношении более 1 43,9 тыс. несовершеннолетних, что на 12,6% больше, чем в 2000г., и на 28,4% больше, чем в 1999г. Из общего числа объявленных в розыск несовершеннолетних 29,9 тыс. человек ушли из дома, 12,8 тыс. - из государственных учреждений. В результате предпринятых мер разыскано 41,2 тыс. несовершеннолетних (93,8% от числа объявленных в розыск).
Наиболее остро проблема детской беспризорности стоит в Москве, которая вследствие социально-экономических явлений последнего десятилетия стала крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
Проблеме профилактики детской безнадзорности уделяется особое внимание. Проводимая работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.[5]
Введение в действие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, для активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактики безнадзорности и беспризорности.
На федеральном уровне продолжали активно действовать механизмы межведомственной координации деятельности органов власти, общественных объединений по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом изучения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации и последующих действий органов государственной власти в 2001г. были проблемы полной реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышения их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской республике и другие вопросы.
Вопрос о детской безнадзорности как об одном из кризисных явлений в социальной сфере был рассмотрен в мае 2001г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты решения, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми.
В декабре 2001г. Правительством РФ было проведено селекторное совещание по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с руководителями органов власти субъектов Российской Федерации.
В 2001г. продолжалась реализация Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленной на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом. В 2001 году программа профинансирована в объеме 239,3 млн. рублей, что составило 172% от суммы, предусмотренной федеральным бюджетом. Это позволило оказать помощь в укреплении материально-технической базы 1007 учреждениям органов социальной защиты населения, внутренних дел, управления образованием субъектов Российской Федерации, на сумму 223,5 млн. рублей.