Формирование целенаправленной семейной политики как одного из направлений социальной политики России осуществляется в русле либерально-демократических реформ с начала 1990-х гг. Социальная политика, понимаемая в широком смысле как политика, преследующая цель интеграции общества, должна в первую очередь руководствоваться принципами государственной поддержки разнообразный форм вхождения социальных групп в общественные структуры. Только укрепление позиции семьи, а также основных профессиональных групп, создающих национальное богатство страны, может по мере оздоровления экономики расширить ресурсную базу социальной помощи. Для этого необходимо существенно преобразовать сложившуюся систему ее организации. Речь идет прежде всего о децентрализации, передаче функций выявления нуждающихся в социальных пособиях на региональный уровень.
В семейном микроклимате воссоздается человек, проходя весь цикл своей жизни. Воспитание ребенка в духе семейных ценностей, понимание роли семьи в социализации детей, а также его собственного значение при исполнении функций отца или матери, забота о старости – вот определяющие компоненты стабильности и устойчивости фундамента этого важнейшего социального института, определяющего будущее демографической ситуации в стране /5, с.20/.
Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, правовые и медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года, показывают, что сегодня основные причины падения рождаемости сводятся к следующему: существует, можно сказать, «фоновая» (генеральная) причина, которая связана с общими тенденциями, характерными для развитых стран, - снижение брачности и рождаемости, отголоски воздействия сексуальной революции, приоритеты карьеры, материального успеха, снижение ценности семьи и т.д.
На этот фон накладываются специфические российские более активные воздействия: уменьшение абсолютной численности женщин репродуктивных контингентов, рожают «дети детей войны»; следствие пронаталистской политики 1980-х гг.; в поведении населения победила однодетная семья; социально-экономический кризис и политическая нестабильность с момента «шоковой» терапии, которые вызывали откладывание рождений и отказ от них; рост бесплодия супружеских пар, по экспертным оценкам, достигший 7%.
В результате в России (на 2006 г.) суммарный коэффициент рождаемости сегодня составляет 1, 25, в то время как для простого воспроизводства поколений необходимо 2, 15,т.е. от составляет 0,6 или 60% от нормального /5, с.17/.
Реализация подхода, связанного с необходимостью направлять социальную помощь не на поддержание прежних стандартов потребления той или иной части населения, а действительно нуждающимся семьям, позволила бы, не увеличивая дефицита госбюджета, успешно сочетать социальную и стабилизационную политику, которая может привести в итоге к восстановлению нормального уровня потребления социальных услуг основной частью населения.
Очевидно, что пойти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума невозможно. В современных условиях социальная помощь должна быть только конкретной и оказываться в индивидуальной форме. Только при адресной социальной помощи весьма ограниченные средства, выделяемые на социальную защиту, могут быть использованы оптимально.
В данной работе мы рассмотрим социологическое исследование феномена молодежи и семейных отношений, охарактеризуем семейную государственную политику и ее соотношение с социальной работой. Также, основываясь на соответствующей литературе, покажем стратегию укрепления института семьи в России.