Эти меры можно осуществлять в двух направлениях:
общее содействие занятости на фоне оживления производства;
содействие, эксклюзивно направленное на женскую занятость.
Каждое из этих направлений включает систему мер, как макроэкономических, так и собственно социальных. Нас интересует прежде всего активная программа поддержки женских рабочих мест с реальным ресурсным обеспечением, в том числе:
а) промышленная политика, ориентированная не только на развитие добывающих отраслей с их в основном мужским трудом, но и обрабатывающей промышленности, включая женские отрасли: легкую, пищевую, тонкое и точное машиностроение, химию;
б) всесторонняя поддержка малого бизнеса, надомной занятости, ремесленного производства и т.п., в котором особенно заинтересованы женщины и где их роль заметнее, чем в других секторах препринимательства. К этой поддержке относятся такие меры, как облегчение налоговой нагрузки, упрощение и удешевление открытия собственного дела, доступ к кредитам, включая развивающееся во всем мире микрокредитование, попытка на местном уровне снизить арендную плату, обучение менеджменту и другие известные стимулирующие действия;
в) государственные вложения в создание рабочих мест для женщин в социальном обслуживании и адресной социальной помощи населению, содействие развитию некоммерческого сектора, в том числе на базе государственного заказа на производство социальных услуг, как правило, выполняемых женщинами, внедрение новых профессий женской ориентации – социальный психолог, социальный юрист и т.п., широкое обучение женской молодежи профессии социального работника на всех стадиях образования: от первичного профессионального (няня, медсестра) до высшего (руководитель и специалист социального центра);
г) уточнение номенклатуры общественных работ, которые в настоящее время больше ориентированы на мужчин (дорожные, строительные и т.п.), с учетом женских возможностей трудиться –уход за больными и престарелыми, надзор за детьми, участие в социологических, статистических и иных исследованиях;
д) повышение конкурентоспособности женской рабочей силы (адаптация трудового законодательства в части прав по защите материнства, введение гендерных квот при массовом увольнении и обучение заводским мужским профессиям, система продвижения по службе);
е) возрождение общенациональной системы повышения квалификации и профобучения в целом, и в частности женщин, в первую очередь первичного профессионального образования, обучение массовым "заводским" профессиям;
ж) организация обучения новым "домашним" профессиям (например, массажистка, помощница по хозяйству, по уходу за животными, руководитель минидетсадов, прогулочных групп),а также дообучение – компьютер, юридические знания, иностранные языки;
з) введение квалификационного экзамена после отпуска по уходу за ребенком с организацией обучения за счет работодателя, восстановление порядка повышения квалификации на работе для женщин с маленькими детьми с сохранением заработной платы.
Еще одно направление политики в гендерном измерении – меры в области поддержки доходов, получаемых женщинами. В их числе есть как прямо влияющие на их положение, так и косвенно его улучшающие:
- практическая реализация предусмотренная законодательством цели – ликвидация разрыва между минимальной заработной платой и величиной прожиточного минимума в РФ, предполагающая систематическое, не реже раза в год и ускоренное против роста стоимости жизни повышение официально устанавливаемого минимума оплаты в народном хозяйстве;
- новый принцип формирования минимальной гарантии по заработной плате с учетом не только расходов на воспроизводство самого работника, но и на содержание его иждивенца-ребенка. Такой путь в известной степени снижает риск серьезно ухудшить материальное положение в связи с рождением ребенка для работников с смейными обязанностями и, кроме того, не так поощряет стремление к статусу одинокой матери, как действующее преимущество для нее в пособиях на детей и в налообложении;
- необходимым закон о введении в состав показателей, сопровождающих принятие и исполнение государственного бюджета, нормативного соотношения между ставками и окладами в бюджетной и коммерческой сферах для постоянного повышения заработной платы в образовании, здравоохранении и культуре, являющихся зоной профессиональной женской занятости;
- разработка в пределах президентской программы "Дети России" раздела, связанного с повседневной доступностью детских учреждений для всех семей, что позволило бы профессионально трудиться и зарабатывать женщинам с маленькими детьми; рассмотрение возможности повышения размера пособия по уходу за маленьким ребенком до 1,5 лет до уровня прожиточного минимума;