История огромного государства восточных славян, раскинувшегося от Черного до Белого моря, от Дуная и Западной Двины до Волги и Урала и названного Киевской Русью, известна как по описаниям летописцев, хронистов, древних географов, так и по расцвеченным эпической фантазией народным легендам. Истоки русской государственности обычно связывают с именами первых славянских князей – Кия, Щека и Хорива – и «сестры их Лыбеди».
Страницы письменных источников 11–12 вв. пестрят именами участников бурных событий истории Руси. И нетрудно заметить, что в истории внешней и внутренней политики русского государства, его экономики и культуры оставили память о себе не только выдающиеся князья и бояре, но и мудрые княгини и боярыни; не только мужественные правители – воины, но и дальновидные, образованные правительницы.
Наряду с именами великих княгинь, само положение которых предполагало их участие в политических событиях, в русских летописях можно встретить немало имен княжеских и боярских жен, сестер, дочерей – участниц междоусобных заговоров, интриг, феодальных войн, а то и просто значительных личностей, преуспевших в медицине, математике, астрономии, в культурной жизни русских княжеств, а позднее государства Российского.
Далеко не всегда можно восстановить во всей полноте портреты «галереи знаменитых россиянок», к которым мы относим не только русских по происхождению и княживших на Руси женщин, но и русских княжон, выданных замуж в другие страны, а также, например, «обрусевших» принцесс из других государств, деятельность некоторых из них может быть воссоздана довольно полно, об участии других в политической жизни и борьбе известны только детали. Но все, что дошло до нас из характеристик деловых, нравственных человеческих качеств русских женщин, - а многие из них проявили мудрость, дипломатичность, истинную любовь к отечеству – несомненно дополняет наши представления о человеческом содержании истории, о людях давних столетий.
Кто же является главными представителями «галереи»?
Имя великой княгини Ольги
упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся личностях прошлого нашего Отечества. Оно вошло в народные сказания киевских времен как имя «вещей», «мудрой» правительницы, чья деятельность оставила глубокий след в жизни Древней Руси. Летописная традиция называет Ольгу псковитянкой, дочерью псковского князя, позднейшая же легенда (XVI в.) рассказывает о ней как о крестьянской девушке, обладающей ясным умом, на которой женился великий князь киевский Игорь, прозванный старым.
После трагической гибели мужа княгиня Ольга в течение почти двух десятилетий правила Русскою землею на правах регентши при малолетнем сыне Святославе.
В самом начале самостоятельного властвования княгини удалось провести первую в истории России крупную финансовую реформу. Ольга развернула кипучую деятельность по упорядочению сбора дани с ближайших территорий, ввела «уставы» и «уроки» (размер ежегодно сбираемой дани и периодичность сборов). Автор жития княгини Ольги подчеркнул, что она сама «обиходяще всю Русскую землю, дани и уроки лыки уставляющи». Проведенная Ольгой систематизация сбора «полюдья», усиление княжеской администрации на вновь освоенных землях способствовали сплочению отдельных земель Руси.
Правильно оценив, что созданная ею система управления и новые методы обогащения княжеской казны нуждаются и в новой форме идеологии, Ольга едва ли не первой из «руссов» решилась на принятие христианства. Тем самым «вещая» княжна старалась проложить Руси путь в ряды христианских государств Европы.
Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, Ольга тотчас же предприняла второй. В 959г. она отправила посольство в Германскую империю к Оттону I и дала согласие на допуск в русские земли германских миссионеров, деятельность которых, однако, успеха в России не имела. Эта вторая внешнеполитическая инициатива русской правительницы показала, что даже в то время, когда война была главным средством решения политических споров, за международное признание можно было бороться и без применения силы. Первая женщина-дипломат в Древнерусской истории с успехом это подтвердила.