Первые выборы без квоты в 1989 и 1990 гг. показали, что женский вопрос в стране не решен – женщины проиграли выборы. В 1990 г. женщин – депутатов Верховного Совета РФ было всего 3%, Верховного Совета СССР – 8,9% от общего количества депутатов. Так называемые демократическое общество, в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие доступ каждого к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, оказалось блефом.
В 1993 г. женщин – депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше – 46 человек, или 9,6%.
Не было женщин - депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия»» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99 депутатов было 9 женщин и 8 из них избраны по одномандатным избирательным округам.
Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.
Выборы 1999 г. в Государственную Думу были еще более негативны в отношении женщин – избрано всего 34 женщины.
В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить?
Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т. е. Включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола.
Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает, прежде всего, осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.
Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы