Смысл повседневных событий жизни, как правило, не осознаётся сразу, хотя многие из них по своей значимости служат предвестниками глобальных изменений в жизнедеятельности людей, вехами, указывающими стратегическое направление развития человечества. Именно к таким явлениям можно с полным основанием отнести процессы, связанные с эмансипацией женщин.
Эмансипация – освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах.
Эмансипация женщин - процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального[5. C. 96].
Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы общественного развития, а феминизм XIX века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности в XIX - начале XX вв. был крайне противоречив и мучительно труден [4. С. 25].
История завоевания женщинами паритета не носила характера непрерывного, поступательно– восходящего процесса. Заметно увеличение численности женщин в науке с конца XIX в. примерно до 1930 г., что совпало с первой волной феминистского движения в большинстве стран Европы и Северной Америки. Однако в последующие годы наблюдался спад числа женщин в сфере науки и образования. В США, например, доля женщин среди студентов вузов в 1920 г. составляла 47%, затем их относительное количество упало и было восстановлено лишь к 1976 г. Далее наметился рост числа женщин в науке и технике. В США, например, в период с 1978 по 1988 гг. доля женщин возросла с 9 до 16% от общего числа ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР. Здесь подавляющее большинство женщин занято научно-исследовательской работой (86%) и только 14% – инженерной деятельностью.
В отличие от США и других западных стран, где в отдельные периоды доля женщин в сфере науки существенно снижалась, в советской России процесс феминизации науки носил устойчиво поступательный характер. Статистические данные свидетельствуют, что тенденция увеличения доли женщин в научных кадрах сохранялась на протяжении всей истории развития отечественной науки, а в отдельные периоды темпы роста соответствующих показателей опережали таковые для мужчин [1.С. 20].
В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в статье 5 сказано: "Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью . изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин .".
Исходя из этого положения, несомненно, и самим женщинам следует изменить свою роль аутсайдера в науке. Для этого необходимо прежде всего, используя все средства, в том числе и СМИ, широко пропагандировать феминологию, что будет способствовать достижению равноправия с мужчинами в современном обществе и в науке. Должен идти процесс гуманизации, смягчения нравов в научной сфере, внесение в научную деятельность общечеловеческих ценностей, повышение ответственности руководителей-мужчин за объективную оценку работы научного коллектива.
Поскольку мужчины и женщины по-разному воспринимают мир, их научные открытия отражают разное восприятие действительности, то необходимо учитывать эти особые женские качества.
Рост самосознания женщин и осознание ими своей роли в науке принесет, несомненно, большую пользу и самому обществу [3. С.79].
В современной науке реально проявляет себя тендерная асимметрия. Женщины чаще проявляют себя в биологии, медицине, истории, филологии и др., а мужчины — в математике, физике, электронике, промышленности и др. Однако следует помнить, что женские открытия в науке чаще связаны с сохранением природы, а мужские открытия — с ее разрушением, гипертрофией техницизма и дегуманизацией социума. Уже сейчас можно слышать, что женские научные исследования приближают нас к истинному познанию.
Женщины-ученые должны быть интеллектуально независимыми, инициативными, энергичными, не боящимися трудностей и риска.
Немаловажным фактором для интеллектуальной деятельности женщин является ликвидация двойной нагрузки за счет активного участия мужчин в решении домашних проблем. При таком условии женщины смогли бы проявить свою независимость, способность принимать решения, отстаивать свое мнение.