В Республике Беларусь в 1997 г. насчитывалось 21 279 малых предприятий . По данным исследования "Проблема государственной поддержки предпринимательства", проведенного в том же году, директором каждой пятой фирмы является женщина . Свое дело в Беларуси открыли 2,7 % женщин трудоспособного возраста, хотя, согласно данным социологических опросов, около 10% женщин трудоспособного возраста в Республике Беларусь считают себя способными к предпринимательской деятельности . В исследовании социально-профессионального состава потенциальных предпринимателей (Минск, 1998), где женщины составляли 33,9 %, 50,7 % из них заявили о том, что они не планируют заниматься бизнесом . Это объясняется рядом неблагоприятных факторов. По данным этого же исследования, 35 % опрошенных граждан заявили о крайне неблагоприятной для предпринимательства социально-экономической обстановке в
Республике Беларусь; 28,6 % — о негативном отношении к предпринимательству на всех уровнях государственной власти; 28,2 % сетовали на правительственный и законодательный беспредел; 23,1 % — на произвол чиновников госаппарата.
Кроме того, по данным Международной финансовой корпорации (МФК), в Республике Беларусь наметился ряд негативных тенденций в развитии предпринимательства. Как отмечает руководитель проекта "Поддержка частного предпринимательства в Беларуси" Карл Дагенхард, "во-первых, уменьшается количество малых предприятий и частных предпринимателей, причем, по официальным данным, только за 1997 г. их число сократилось на 18 % и 20 % соответственно. Во-вторых, не наблюдается роста количества предприятий в производственной сфере, что связано с нежеланием предпринимателей инвестировать средства в расширение своего бизнеса, в новые технологии и оборудование. В-третьих, остается неизменной или уменьшается рентабельность деятельности у большинства предпринимателей".
Как показывает опыт, малые и средние предприятия были опорой нового экономического подъема. В странах с переходной экономикой женщины открыли или являются владельцами около четверти новых предприятий; это хорошее начало, если учесть то обстоятельство, что предпринимательство для этих стран — дело новое. Результатом этой деятельности является появление нового нестандартного подхода к ведению бизнеса. Хотя у женщин-предпринимателей много общего с предпринимателями-мужчинами, у них другое видение экономической ситуации, они иначе организуют свой бизнес (например, с учетом своих семейных обязанностей), используя нетрадиционные подходы и методы деятельности. Но есть и проблемы, когда у женщин-предпринимателей
есть хорошие идеи, которые могут быть реализованы на практике, однако им часто не хватает делового опыта, профессиональной подготовки, капитала и влиятельных связей в других организациях.
В странах с переходной экономикой правительство и международные организации пытаются оказать помощь женщинам, занимающимся предпринимательством. Как показывают результаты исследования, проведенного в 10 странах с переходной экономикой, государственные программы поддержки женского предпринимательства были созданы в шести из них . Как видно, в остальных странах целевые государственные программы поддержки частной экономической деятельности женщин отсутствуют.