За последние 35 лет на вопросы жестокого обращения с детьми стало обращаться более пристальное внимание со стороны общества и специалистов. Эпидемиологические исследования ряда стран свидетельствуют о том, что жесткое обращение с детьми является более распространенным, чем считалось. Кроме того, различные исследования показывают, что жестокое обращение с детьми может быть связано с серьезными проблемами развития, с социальными и эмоциональными проблемами в будущей жизни детей, которые становятся жертвами такого обращения. Помещение в специальные учреждения, проституция, алкоголизм и наркомания, антисоциальное и криминальное поведение, чрезмерное использование служб охраны психического здоровья - влючая госпитализацию в психиатрические клиники и плохое обращение с детьми в следующем поколении, - все это представляется возможными отрицательными результатами этой проблемы.
Становится очевидной необходимость профилактики этой проблемы, что объясняется следующими тремя основными причинами:
1. Ценностное отношение к отдельному человеку, субъективные страдания виктимизированных детей.
2. Распространенность этой проблемы требует действий, выходящих за пределы оказания помощи одному отдельному ребенку.
3. Долгосрочные последствия жестокого обращения с детьми (например, упомянутые выше) обычно требуют конкретных программ для их преодоления, а это означает выделение значительных государственных средств.
Различные формы жестокого обращения с детьми являются трудноразрешимой и сложной проблемой, требующей согласованных усилий со стороны ряда систем - социального обеспечения, здравоохранения, просвещения, полиции и судопроизводства, - все из которых имеют полномочия для решения этой проблемы.
Жестокое отношение к детям является культурно обусловленным: то, что является жестоким поведением в одном обществе, может быть приемлемым в другом, или даже в различных группах одного и того же общества. Любая профилактическая работа должна учитывать это. Тем не менее важно найти приемлемое решение этой проблемы. Такое определение послужит основой для эпидемиологических исследований, а также средством для оценки и планирования необходимых изменений.
В широком смысле имеется четыре вида или категории плохого обращения с детьми:
А. Физическое насилие
Б. Сексуальное насилие
В. Эмоциональное насилие
Г. Пренебрежение
1. Физическое насилие относится к применению физической силы, которое может привести к различного рода физическим травмам.
2. Сексуальное насилие относится к вовлечению детей и подростков в сексуальную деятельность с людьми более старшего возраста без понимания ими того, что они делают, и/или без их согласия.
3. Эмоциональное насилие по отношению к ребенку включает такие виды поведения, как сильное унижение, вопиющее нарушение и интимной сферы ребенка, постоянное порицание, сильные наказания и т.д.
4. Пренебрежение - это отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле.