4) в которых культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (В.Оствальд).
Один из вариантов определения культуры может быть таким:
культура — это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называются субкультурой.
Универсальные элементы культуры
Даже поверхностный контакт с другой культурой позволяет осознать, что её отличиям от нашей собственной нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, говорим на разных языках, различаемся представлениями о том, какого типа поведение считать умопомешательством, а какое нет, и не согласны друг с другом в определении добродетельной (нравственной) жизни. В то же время значительно труднее найти общие черты, свойственные всем культурам — культурные универсалии.
Джордж Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т. п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Например, обычаи жителей тропиков могут отражать меньшие сезонные колебания климата, в отличие от обычаев, существующих в странах с более умеренным климатом. Вдобавок каждая культурная особенность — это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.
Этноцентризм и относительность культуры
Люди с кольцами в носах, мужья, имеющие десять жен, блюда из человечины, насекомых и львиных сердец — все это примеры того, что мы считаем причудливыми и бесчеловечными обычаями "дикарей". С нашей точки зрения наш образ жизни представляется "правильным", а чужой — странным или варварским.
Эта тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентрические взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить "язычников" в свою веру. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия — боязнь и неприятие всего иностранного, а шире — всего чуждого.
Этноцентризм является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Самнер шокировал читателей заявлением, что людоедство и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, которые практиковали эти обычаи.
Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы. В Соединенных Штатах, наоборот, двери кабинетов обычно оставляют открытыми. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери создают атмосферу холодности, формирующую чувство отчужденности. Закрытая дверь для американцев означает нечто совершенно иное, чем для немцев (Холл, 1966).
Культуру условно можно разделить на две части. Первая — культурное наследие
(материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая — образ жизни
. Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфическом.