Наконец, в обществах современного типа появляется еще одна форма общественного сознания, которая выступает своеобразным интегратором всех предыдущих. Она рождается на основе мировоззрения, присущего крупной общественной группе, и выражает практическое стремление преобразовать окружающий мир в интересах этой группы. Такое практически-преобразовательное отношение к миру и составляет особенность формы общественного сознания, определяемой как идеология. Она соединяет в себе эмоционально-чувственные и веровательно-рассудочные компоненты таким образом, что предлагает человеку понятный образ окружающего мира и одновременно побуждает его к активному воздействию на этот мир.
Формы общественного сознания в их развитии и взаимосвязи:
□ эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство;
□ эмоционально-доверительное отношение к миру — религия;
□ доверительно-практическое отношение к миру — мораль;
□ эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука;
□ чувственно-рассудочное отношение к миру — право;
□ практически-преобразовательное отношение к миру идеология.
Как и в случае с основными подсистемами общества, формы общественного сознания по-разному проявляют себя в различных типах обществ.