Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род». Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей мужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) – социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический пол индивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма. Дизайнерские тумбочки купить картинки по запросу дизаи нерские тумбочки купить.
Необходимость различать биологический и социальный пол впервые была обоснована в книге М. Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935), но сам термин «гендер» вошел в употребление в западной науке в 1970-е гг., в отечественной науке – в 1990-е гг.
Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научное обоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американской науке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография), философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесно сопряжено с трансформациями постиндустриального общества.
Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили:
1) Вторая волна феминизма (1950–1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар, Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских исследований» (women`s studies);
2) Основные положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов (А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);
3) Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследования на телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснение человеческого опыта», экзистенции. (А. Камю, М. Мерло-Понти, Э. Сартр и М. Хайдеггер);
4) Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин «онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской», способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка (Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новый уровень (М. Фуко).
Социальные предпосылки категориального обоснования гендера:
· В сфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющееся нивелирование традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования;
· В политической сфере заметно меняются гендерные отношения власти: женщины получают возможность влиять на политику или непосредственно принимать участие в ней;
· Эволюционируют семейно-брачные отношения. Стираются традиционные роли мужчины и женщины в семье. Возникает проблема совмещения социальных ролей, проблемы формирования идентичности детей и взрослых;
· Изменения в структуре гендерных ролей преломляются в нивелировании (стирании различий) социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;
· В постиндустриальном обществе меняется репрезентация мужской и женской сексуальности.
· Характерной чертой современного общества является все более активная деятельность женщин в социальной, экономической, политической и других областях – происходит феминизация современного общества
В 60–70 гг. ХХ века под влиянием женских движений в США и Западной Европе появились женские и гендерные исследования. Исследователи отмечают, что в истории их становления и развития можно выделить несколько этапов.
Первый этап характеризуется тем, что в темы научных изысканий механически включались данные о женщинах. Этот подход – «просто добавить женщину» – не решал основных задач, т. к. ни одна из традиционных научных дисциплин не могла всесторонне осветить особенности социально-психологического статуса женщины в семье и обществе.
Второй этап. С начала 1980-х гг. начался процесс интеграции женских исследований в высшее образование США. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений (гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение в литературе и образовании. Исследования явно требовали междисциплинарного подхода и одновременно претендовали на статус самостоятельной дисциплины. В то же время междисциплинарный характер женских исследований указывал и на её интеграцию с традиционными отраслями знания – по этой причине появляются такие дисциплины как психология женщин, историческая феминология, женская литература. В этот же период появляется так называемая феминистская педагогика, рекомендующая превращать студенческую аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально и эмоционально вовлекать всех присутствующих.