Начальный период развития феминологии

Таким образом, рассуждая о роли мужчины и женщины в обществе, в сочинении «Политика» Аристотель приходит к выводу, что «первый по своей природе выше, вторая ниже, первый властвует, вторая находится в подчинении»[4].

В Древнем Риме социальный статус женщины был намного более высоким, чем в античной Греции. Во многих отношениях женщины в Древнем Египте были наиболее раскрепощенными в данную эпоху (Webster, 1873).

Доминирование мужчин и подчинение женщин считалось общепризнанной и не подлежащей сомнению данностью и любые попытки других авторов ее оспорить были сопряжены с большими трудностями. Большинство философов и мыслителей прошлого обосновывали доминирующее положение мужчин в обществе и подчиненное положение женщин (основной признак патриархатной культуры).

В средневековой философии выделяют два основных исторических этапа:

1) патристика (I–V в.) – зарождение и развитие христианской философии в условиях античности, представленное работами «отцов церкви» – Августина Блаженного, Оригена, Тертулиана полное исключение характеристик женского из философского мышления и культуры.

2) схоластика (VI–XIV в.) – период философии зрелого средневековья (Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на философской методологии Аристотеля, в которой функции женского в культуре допускаются при условии, что над ними осуществляется постоянный рациональный контроль.

Неполноценность женщины выводится из известного библейского сюжета («от мужчины взята, еси и тот тобою да обладает…»). Власть мужа над женой регламентируют древние тексты: Библия, Коран, «Домострой».

Социальное положение женщин в эпоху Средневековья было достаточно тяжелым. Известны случаи, когда открыто уничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, их живыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возраста девочки; за жену давался выкуп её отцу, то есть женщину просто продавали. В замужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметь собственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод, овдовев – вторично выйти замуж и т.д.

Муж, наоборот, не имел по отношению к ней никаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать её; если у неё было какое-то собственное имущество или состояние – с момента вступления в брак оно безраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, не обеспечив её ничем.

Западное христианство развивалось во многом под влиянием идей Блаженного Августина, который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляет собой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне, но не оказало влияния на его физическую природу. Представление о двойственности образа Божьего в человеке привело к высокой оценке христианского брака, целью которого, в отличие от языческого, было не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека, что подтверждает и учение святого Иоанна Златоуста.

В произведении Иоанна Скотта Эригена «О разделении природы» (IX в.) автор обосновывает различие мужской и женской природы. Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы, что женщина (Ева) является эмоциональной частью природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумной природы (мужчины). Таким образом, И.С. Эригена рассматривал мужа и жену как две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.

Отцы христианской церкви осудили нерелигиозную чувственность христианской философии как греховную. Основным критерием, по которому осуждается чувственность, является ее связь с удовольствием, которое в христианской культуре ассоциируется с женским и является символом первородного греха и низменности плотского начала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |