Т.А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы:
1) патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель),
2) экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения)
3) эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора»)
Социальный статус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесь выявляются два направления – гуманистическое и консервативное.
Гуманистическое направление женского образования было представлено в работах русских педагогов-гуманистов (В.Г. Белинский, Н.А. Вышнеградский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола.
Выделяются следующие концепции женского вопроса:
– консервативная,
– демократическая
– радикальная
Главный тезис публицистов консервативной ориентации (М.Н. Катков, Н.С. Лесков, М.Н. Погодин, Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, П.К. Щебальский и др.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны занимать подчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин – семья, а основное предназначение – рождение детей.
Представители демократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, К Д. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентировали внимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодоления неравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических и политических реформах.
Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах с революционным переустройством общества.