В России проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С.Н. Булгакова, мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины в культурном наследии, например, Н.А. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину.
О.А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного:
1) в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип, а западная философия рассматривает такую дифференциацию скорее как онтологический или гносеологический принцип;
2) в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, в русской культуре ассоциируется – через категорию любви – с фемининным, женским началом.
Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию.
Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философии конца XIX – начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русские философы в вопросах пола оказались под влиянием работы О. Вейнингера «Пол и характер».
В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания.
В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которые определили дальнейшее развитие русской философии пола – тему андрогинности человека и тему Вечной Женственности.
Н.А. Бердяев в работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола и любви» (1907) утверждал, что истинный облик человека представляет не мужчина и не женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к современному ему движению за права женщин, считая, что феминистки и суфражистки обедняют женский образ, превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственное призвание, в «недомужчину».
Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи о греховности любви мужчины к женщине.
В.В. Розанов в произведениях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятие философа вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество.