Молодежь представляет собой сегодня недостаточно задействованные трудовые ресурсы, не полностью востребованный потенциал, особенно молодых специалистов, вынужденных работать не по профилю своей профессии, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Длительное пребывание в системе образования, удлинение сроков обучения отбрасывает молодежь еще дальше от включения в общественное производство и усиливает ее материальную несамостоятельность, переходящую все границы молодежного возраста.
В прошлом демографы представляли молодежь как сверхзанятую социальную группу общества наряду с женщинами и пенсионерами. Согласно концепции «полной занятости» в нашем обществе молодежь усиленно направлялась в образование, даже при снижении его престижности, в противовес работе. В условиях острой криминогенной ситуации, особенно в летнее время, возникает проблема для трудоустройства, полезной занятости школьников-старшеклассников. Решение этой проблемы, на наш взгляд, значительно могло бы улучшить и материальное положение многих семей. В противном случае здесь также возможны различные варианты развития событий.
Прогнозные данные на 2000-2005 годы по Томскому региону свидетельствуют, что для групп молодежи, возраст которых менее 20 лет и 20-24 года наметилось уменьшение числа браков. Брачный возраст повысится, и в брак будут вступать люди 25-29 лет. Число разводов будет расти, как в целом, так и в городе, и на селе, и по возрастам. Все это указывает на сложные изменения в обществе: ослабляется наследование семейных, трудовых, национальных традиций; утрачивается преемственная связь поколений; возникает проблема одинокой старости, а для общества – снижение его научного, образовательного потенциала, трудовых ресурсов, с помощью которых и можно стабилизировать экономику, повысить материальный и культурный уровень жизни людей.
Нужна не только государственная семейная политика, но и региональная, способная остановить эти деструктивные изменения. И с целью научного обоснования таких программ нужны прогнозы возможных социальных последствий в развитии семей различного типа в новых экономических условиях. А для их разработки требуются соответствующие методики.
Под методикой понимается комплекс (совокупность) методов, приемов, способов, применяемых на каждом этапе исследования (прогнозирования).
Настоящая общетиповая методика ориентирует прогнозиста на определенную логическую структуру разработки прогноза и методические требования, предъявляемые к каждому этапу прогнозирования, с целью обеспечения достаточно высокого уровня отдельных, частных методик (социологического опроса, написания сценариев, регрессионного анализа, опроса экспертов и др.), отвечающих задачам исследования.
В представленной ниже методике прогнозирования социальных последствий перехода России к рынку в развитии семей различного типа автор выделяет пять основных этапов:
· предпрогнозная ориентация;
· нализ тенденций развития объекта прогноза;
· диагностика;
· разработка собственно прогноза;
· верификация прогноза.
Результатом прогностического исследования могут быть Рекомендации для принятия управленческих решений на правительственном и региональном уровнях.