В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в России официальный статус, пополнился еще пятью. Речь идет о следующих: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и социальный работник. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, эти специальности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее — социальный работник [24, 133].
Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала формирования человеческих сообществ, принимая различные формы на разных этапах функционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступает преимущественно в форме профессиональной деятельности. Это означает, что она осуществляется субъектами, имеющими соответствующее образование на постоянной, систематической основе. Естественно, что она по-прежнему сочетается с непрофессиональной деятельностью в различных формах.
Тем самым, отношения в социальной работе носят субъектно-объектный характер – социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между субъектом и объектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, то есть улучшение условий их жизни. Основным объектом и субъектом социальной работы выступает человек, который в течении своей жизни сталкивается с теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации. Человек с момента рождения до момента смерти является объектом социальной работы, однако субъектом он выступает в определенный возрастной период.