Объекты социальной защиты детства

Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей, а также теоретические и научно-практические исследования в области специальной педагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку они традиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же их социализации и социальной адаптации, которые как раз и обеспечивают полноценное вовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специального внимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощи этим детям в основном была ориентирована на их изолированное от общества существование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.

Традиционно большое внимание всегда уделялось такой категории, как дети-сироты. В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, в результате чего последние тоже оказывались в этой категории.

Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - чтение противоестественное. Одним из основных прав ребенка, закрепленных ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, является право знать своих родителей и право на их заботу. Если же ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, то, согласно ст. 20, он имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы - органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.

В то же время и в этой сфере накопилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество. Социологические исследования показывают крайне неутешительную картину результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и интернатов статистика приводит следующие данные: 40% - зарегистрированные правонарушители; 30% - алкоголики и наркоманы; 10% - суициденты.

Но даже те, кто не входит в эти статистические показатели, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью.

Во многом это объясняется тем, что дети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно. Как показывают исследования педагогов и психологов, по общему физическому и психическому развитию такие дети значительно отличаются от своих сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже интеллектуальный уровень, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Эти негативные явления возникают как результат сенсорной, эмоциональной, психической депривации, которая характерна для детей, воспитывающихся вне семьи. К депривации же приводят недостаток ухода, заботы и ласки, отсутствие привязанности самого ребенка к родителям, той эмоциональной, теплой атмосферы, которую дает ребенку благополучная семья. Психическая депривация деформирует личность ребенка и создает многовариантные препятствия для таких детей на пути их социализации, интеграции в общество.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |