Изменение общественного мнения по проблеме социального неравенства в России

Обращает на себя внимание достаточно значимое снижение доли негативно оценивающих возможность получения необходимого образования и знаний – с 36%-37% в 2001-2003 гг. до 21% в 2006 г.(рис.1). [4]Однако открытым остается вопрос о причинах этой динамики – то ли это результат привыкания к сложившейся ситуации, то ли действительно можно говорить о некотором улучшении ситуации в сфере образования. Нужно обратить внимание, что даже в младшей группе населения – до 30 лет – оценки возможности получения необходимых знаний и возможности реализовать себя в профессии достаточно низкие – только четверть россиян в возрасте до 30 лет оценивали эти возможности как хорошие. Такая ситуация должна привлечь внимание государства и проблема должна решаться, в том числе, с помощью государственной политики в сфере образования[5].

Рис. 1. Динамика негативных оценок различных сторон своей жизни россиянами за 2001-2006 гг., в %

Так же стоит обратиться к вопросу использования россиянами платных услуг. Использование этих услуг отражает не только поведенческие особенности, но и различия в качестве жизни. Кроме того, платные услуги представляют собой инвестирование в человеческий капитал, и, соответственно, определяют человеческий потенциал страны на макроуровне с одной стороны, и перспективы преодоления или консервации социальных неравенств на микроуровне – с другой.

Использование платных услуг распространено не повсеместно. Чаще всего россияне используют услуги платной медицины, которые зачастую являются жизненно необходимыми. Такие инвестиции в человеческий капитал, как образование, оздоровление и рекреация – как для себя, так и для детей – распространены в России в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы.

Неравенство в использовании платных услуг, которое определяет качество жизни, связано с различным уровнем дохода и различным уровнем образования. Причем использование платных услуг значительно растет при росте уровня образования даже в группах с равным доходом. Видимо, россияне с более высоким образованием не только имеют лучшие возможности инвестирования в человеческий капитал (как свой, так и своих детей), но и в гораздо большей степени осознают важность подобных инвестиций (рис.2).[6]

Рис. 2. Использование платных услуг за последний год группами с разным уровнем образования, в %

Вывод:

Таким образом, рассмотрев социальное неравенство, его динамику в современной России, можно отметить, что принадлежность к тому или ионному социальному классу влияет на многие стороны жизни человека, начиная от образовательной сферы, заканчивая политической. Так же, в последние годы, наблюдается сильный разрыв между различными социальными слоями населения.

Перейти на страницу: 1 2 

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |