Во всех социологических энциклопедических словарях дается пояснение такому направлению мысли как символический интеракционизм*. Вот, например, одно из них:
«Символический интеракционизм
– (от английского interaction – взаимодействие) направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах».
У истоков этого учения стояли американские исследователи Ч.Кули, У.Томас, Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун.
Основными теоретическими положениями данного направления являются:
ü Природа человека социальна;
ü Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человек пребывает;
ü Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде*;
ü Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;
ü Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;
ü Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его.
Центральным понятием символического интеракционизма является самость,
позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.
Теория подвергалось критике по следующим направлениям:
- недостаточно разработанная методология;
- игнорирование эмоциональной стороны самости как основы социального действия;
- отсутствие четкой концепции самости.
Данное направление сосредоточено на взаимодействии индивидов*. Элементы взаимодействия называются интеракциями Г.Блумер
в работе «Общество как символическая интеракция» пишет: «интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или придания значения действиям другого».
Сторонники символического интеракционизма, среди которых был и И. Гофман
, изучают условия, в которых происходят интеракции: «Социальное взаимодействие можно определить как нечто неповторимое, происходящее в социальных ситуациях, т. е. в средах, в которых два и более индивида находятся в физическом реактивном присутствии друг друга».
Массовая коммуникация в символическом интеракционизме рассматривается как вторичная, как производная от коммуникации «лицом-к-лицу». Как пишет И. Гофман
: она « . представляет собой редуцированную версию первичного реального взаимодействия».
Первым принципиальным моментом, вытекающим из символического характера интеракции, является различение стимула и объекта. Г.Блумер
пишет: «Поведение человека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей».
Гораздо важнее оказывается уменье человека выделять и обозначать (артикулировать) объекты внешнего мира, интерпретировать ситуации и конструировать собственное поведение, исходя из этих интерпретаций, а так же других значений (целей, осознанных желаний, возможных путей их достижения).
Включение в ситуацию собственных желаний, устремлений, целей, способностей возможно благодаря тому, что человек может воспринимать себя как объект.