Чарльз Хортон Кули
родился 17 августа 1864 года
в Анн-Арборе (штат Мичиган) в семье профессора. Учился в Мичиганском университете, преподавал в этом учебном заведении с 1894 и до конца жизни. Кули - представитель первого поколения американских социологов.
Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я»,
в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из
постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Среди главных трудов Кули - Человеческая природа и социальный порядок (Human Nature and the Social Order, 1902), Социальная организация (Social Organization, 1909) и Социальный процесс (Social Process, 1918). Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и «первичных группах», в которых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также о социальной значимости финансового статуса личности. Умер Кули в Анн-Арборе 8 мая 1929 года
.
Он являлся одним из исследователей самости(то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам»).
Прежде всего, нужно отметить, что, название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию «зеркальной самости»(looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида.
Теории Ч. Кули «зеркального Я»
основывается на следующих трех постулатах:
Ø в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
Ø люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;
Ø люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.
Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует».
В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы
(семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен
играть, перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.