Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, а также иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам.
В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в России принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья, в общественном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т.п. Накануне распада СССР в стране действовала жилищно-санитарная норма - 9 м2 на человека, которая, как показали исследования, обеспечивает нормальное осуществление физиологических функций человека. Исходным при этом является "воздушный куб в расчете на человека". Нижним его пределом, как признано мировой наукой и практикой, являются 25-30 м3 воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения в 2,8 м в расчете на одного человека получаем площадь - 8,93 м2 (округленно - 9 м2). В перспективе, по мере выхода России из социально-экономического кризиса, названная норма может и должна быть увеличена и, видимо, дифференцирована применительно к местным природно-климатическим условиям.
В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. Министерством экономики России утверждены "Социальные нормы и нормативы", подготовленные федеральными министерствами и ведомствами, функционирующими в социальной сфере, в том числе и в здравоохранении. Эти нормы и нормативы органы исполнительной власти субъектов Федерации используют в работе по финансовому и бюджетному планированию.
В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием таких услуг, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, согласно Конституции РФ в стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной медицинской и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
В области образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др. Федеральными стандартами призваны служить и общероссийские программы обучения по конкретным дисциплинам.