В данной главе мы обратимся к конкретизации понятий теории Тенниса и их применимости в современной социологической науке. Также рассмотрим вопросы формирования общности и общества по Теннису, аспекты их существования на современном этапе развития социологических знаний. Согласно Теннису, общность является носителем качеств, которые высоко оцениваются как обыденным сознанием, так и многими моральными системами: к ним относятся, прежде всего, человеческая близость, доверие, глубина чувств, готовность прийти на помощь и т.п. Общностная совместная жизнь, примером которой является общность матери и ребенка, не может быть сознательно организована, преднамеренно "устроена".
Общность – это всегда естественно сложившееся единство. Из нее вырастают все формы человеческой социализации. Общностным социальным отношениям чужд "расчет"; те, кто в них включен, чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же время связанными моральными обязательствами перед отдельными членами общности и всей общностью в целом. Конфликты и временные разногласия, как правило, не в состоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членами общности.
Общность может строиться по следующим основаниям:
· на географической близости (село, коммуна, приход, нация);
· на психологической близости;
· на кровнородственной близости (семья);
· на духовной близости (круг друзей и единомышленников).
Рассмотрим аспекты формирования системы понятий социологической концепции Ф. Тенниса. Понятия, их значение и значимость приведены в табличном виде (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Система понятий социологической концепции Тенниса
Понятие |
Антипод в теории |
Сущность в концепции Ф. Тенниса |
Внутренняя мотивация |
Знакомость |
Чуждость |
Выявление различий между восприятием с близостью людей и чуждостью, аргументирование свидетельства поверхностного образа мыслей или способа выражаться |
Радостные или неприязненные переживания, желание отвергать или поддерживать, равнодушие или благодушие |
Симпатия |
Антипатия |
Инстинктивные восприятия, часто связаны с высшими, благородными, специфическими для человека чувствами. Чем более симпатия и антипатия инстинктивны, тем в большей степени они зависят от внешних явлений |
Опыт знакомства с чужими людьми, желание проявить себя, чувственность и отвержение незнакомого |
Доверие |
Недоверие |
Доверие в значительной степени овеществляется самим общением. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии. Личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего |
Радость, благодушие, понимание. Досада, гнев, ожесточение, отвержение |
Каким же образом применимы аспекты общности и общественности к современному социологическому знанию? Идея общества и общности, как упоминалось ранее, заключается в противопоставлении понятий общинных отношениях и связей, с одной стороны, и общественных – с другой.
Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную индивидуальность как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка.
"Я различаю, – писал Теннис,- следующие типы общественных отношений:
· родовые отношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровнородственные отношения;
· отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл;
· отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как "община".
Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа – рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.
Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного ранее – общинного – типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами.
В качестве индивидов в таких отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы и даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные "лица". "Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру".