Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки

Эти два рода отношений и связей – общинные и общественные – характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношения человека к обществу. В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности частей. Различие общины и общества – это различие органической и механической связи составляющих социальное целое частей.

Приведем в табличном виде рассмотренные аспекты социологической теории Ф. Тенниса (табл. 2.2)

Таблица 2.2 Структура понятий "общность" и "общество" в социологической концепции Ф. Тенниса

Понятие

Содержание

Принцип и основа в концепции

Общность

Основываются на географической близости, на психологической близости, на кровнородственной близости (семья), на духовной близости (круг друзей и единомышленников)

Эмоциональность, привязанность, душевная склонности, собственная индивидуальность, сохраняющаяся как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка

Общество

1. Родовые отношения

2. Отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием

3. Отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни

Рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Такого рода взаимоотношения имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников

Начальная идеализация, на которой основывал свою социологию Теннис, включала в себя два абстрактных понятия. В основе социологического мышления Тенниса лежит принцип понятийной антиномии: как любое конкретное проявление социальной воли представляет собой одновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образование содержит в себе одновременно черты как общины, так и общества.

Община и общество становились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм. Вообще же Теннис стремился к выработке развернутой и упорядоченной системы таких критериев.

Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:

· социальные отношения;

· группы;

· корпорации или объединения.

Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения – это отношения, имеющие объективный характер.

Совокупность отношений между более чем двумя участниками представляет собой "социальный круг". Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе. Группа образуется, когда объединение индивидов сознательно рассматривается ими как необходимое для достижения какой-то цели.

Все эти детальные и разветвленные типологические построения носили бы абсолютно неисторический и абстрактный характер, если бы не постоянно проводимое деление на общинные и общественные проявления буквально каждой из выделяемых форм.

Анализ социальных феноменов с точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Методом прикладной социологии становится принцип понятийной антиномии. Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальных взаимоотношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т.е. общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности. Этим и определяется направление общественного развития: от общины к обществу.

Перейти на страницу: 1 2 

Разделы

Интересное

Уровень и качество жизни
Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие.
Уровень жизни России
Во Всероссийском центре уровня жизни бедность исследуется различно.
Общественное мнение
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках.
Copyright @2024, SocioCITY.ru. |