4. Иллюзия бесплатного образования. Хотя наше государство декларирует бесплатность государственного высшего образования, правда иная. Каждый государственный вуз готовит студентов как за счет госбюджета (бесплатно для студентов), так и студентов, обучающихся по контракту и самостоятельно оплачивающих обучение. Если в советские времена вуз мог отчислить студента и не понести при этом материальные потери, то сегодня ситуация иная. Вихревой вентилятор воздуходувка промышленные воздуходувки.
5. Деградации системы высшего образования тесно сопряжена с усилившимся разрывом между теорией и практикой. Оторванность учебного процесса от практики стала еще более контрастной, чем в советские времена. Количество времени, отведенного на практику, с тех пор практически не изменилось, а во многих вузах даже уменьшилось. Кроме этого, если пятнадцать лет назад студент даже не мыслил о том, что на практику можно "забить", то сегодня абсолютно формальный подход к практике носит повсеместный характер во всей системе высшего образования.
образование деградация украина болонский
Эти и еще ряд причин, носящих не столь явный характер, неизбежно ведут к стремительной деградации системы высшего образования в Украине, к ее системному кризису.
Исходя из выше перечисленных причин очень хочется подробно рассмотреть некоторые из них, а именно Болонский процесс и коррупцию в ВУЗах.
Прошло время, когда Болонский процесс в Украине воспринимался "на ура". Многие критикуют реформу, хотя по-прежнему мало о ней знают. Плохой считается в основном не сама система (ведь made in Europe!), а наш менталитет, не позволяющий нормально эту систему ввести.
Прежде всего, необходимо назвать главные цели и задачи болонской системы. Итак, согласно Болонской декларации 19 июня 1999 г., болонская система предусматривает:
- одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней - бакалавра (3 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй - на научные исследования;
- зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов (т. н. кредитов). Кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц;
- учебу на протяжении всей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда;
- автономность вузов, т. е их независимость от государства как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений.
В Европе сложилось несколько точек зрения на эту реформу высшего образования. Думаю, мнения чиновников от образования касаться нет смысла - оно определяется уже самой их должностью и поэтому состоит из общих фраз сугубо положительного характера. Интереснее узнать, что по поводу реформы думают студенты, переживающие изменения непосредственно на своей шкуре.
В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политические и экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательные структуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших Болонскую Декларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса. В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве (European Student Bologna Surveys (September 2003, www.esib.org). Работа полностью базируется на данных опросов студентов, и чувствуется, что авторы пытались подать ситуацию объективно, хоть им и не удалось до конца скрыть свою симпатию к Болонской реформе.
По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т.е. общедоступность высшего образования.
Через 2 года, в мае 2005 г., ESIB представляет новую работу, названную авторами "Черной Книгой Болонского процесса" (www.esib.org/documents/blackbook. pdf). Книга создана на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницы процесса, включая Италию, Францию, Великобританию. Как можно понять уже по названию, книга перечисляет многочисленные провалы реформы. Здесь речь идет о неэффективности кредитной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о недостижимости мобильности. Становиться очевидным, что все новое и привлекательное в Болонской системе, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело "заразить" этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшего образования. Представьте себе, каким ощутимым должно быть падение качества образования, если на него жалуются не только преподаватели, а и студенты, "стаж работы" в преподавательском деле у которых не слишком велик. Резко изменилась ситуация с доступностью образования, и причем совсем не в лучшую сторону, как это было обещано. Например, в Украине повысилось образование на 30-40%! И подобных случаев - тысячи. Естественно, студенты возмущены - ведь увеличение платы за учебу происходит параллельно ухудшению ее качества! Кроме того, участие студентов в принятии решений не только не поощряется, а, наоборот, грубо подавляется.