Необходимо отметить, что за последний 2 года студенческие движения против тех или иных проявлений Болонской реформы начали возникать в большинстве стран Европы. Вот перечень студенческих забастовок:
- Германия - против ограничений государственного финансирования высшего образования, десятки тысяч студентов в федеральных землях Гессен, Нижняя Саксония, Бавария, более 100 000 студентов и преподавателей в Берлине. Координатор протестов - Национальное объединение студентов.
- Франция - против повышения оплаты и жесткого отбора при поступлении.3 декабря - тысячные марши по многим городам страны. Координатор - Французский Национальный Союз Студентов.
- Италия - против коммерциализации образования, палаточные лагеря на улицах с участием тысяч студентов. Координатор - Национальный союз студентов Италии.
- Ирландия - против повышения регистрационного взноса студентов от $650 до $750 и против ухудшения качества образования. Координатор - Союз Студентов Ирландии.
- Бельгия - 12-тысячный протест в Брюсселе против пассивной роли студентов и недостаточного социального обеспечения, против новой системы ученых степеней, не соответствующей Болонской декларации, но навязываемой правительством.
- Великобритания - 3 декабря - так называемое "Массовое взятие парламента", когда студенты, представляющие свои вузы, добились права на встречу с парламентариями с целью высказать протест против решения поднять оплату за обучение.
- Чешская республика - сотни студентов, Союз Ректоров и Национальное объединение студентов выступили против нового бюджета, не покрывающего нужд высшего образования.
- Финляндия - массовый протест против сокращения времени учебы 9 декабря в 11 городах страны.
Как видим, большинство требований продиктованы не столько принципиальным противостоянием Болонской системе образования, сколько личными, хоть и общими, интересами самих студентов. Иное дело, что интересы студентов здесь оказываются противоположны интересам правительств и предпринимателей. Повсюду в Европе в сфере образования происходят одни и те же процессы - процессы коммерциализации образования - и Болонская реформа здесь очень похожа на фиксацию и узаконивание этих процессов, вызванных потребностями рынка.
Вот как обстоят дела в Европе. Пока нельзя сказать, что в Украине уже выработалось какое-либо сознательное мнение о Болонском процессе, и, наверное, стоит начинать его вырабатывать. Нам - украинским студентам - нужно определиться, каким мы хотим видеть наше образование, каковы должны быть его цели и пути их достижения. Ведь, как мы видели, Болонская реформа - это внешнее выражение глубинных изменений задач образования, переориентация его с интересов людей и общества на интересы рынка и крупного бизнеса. Соглашаясь на нее, мы фактически поддерживаем политику прекращения государственного финансирования вузов.
Болонский процесс рассмотрен остается коррупция в ВУЗах.
Институт имени Горшенина с 22 по 28 сентября 2008 года провел во всех областных центрах Украины, Киеве и Севастополе всеукраинский телефонный опрос "Коррупция в высшей школе". По результатам исследования, 63,5% украинцам (из тех, кто сам учился или чьи дети учились в вузах) приходилось дарить подарки или платить деньги преподавателям или руководству вузов. При этом приблизительно такое же количество (63,7%) опрошенных расценивают это как взятку. Эксперты обращают внимание на тот факт, что дать взятку в вузе для большинства респондентов не являются единичным случаем. Часто это приходится делать 10,3% украинцев, а время от времени - 76,1%, и только 11,2% это делают изредка, остальным было тяжело ответить на этот вопрос. При этом чаще всего инициативу дать взятку проявляют сами родители или студенты (33,1% давали взятку по собственной инициативе, 36,4% - по инициативе старосты или других представителей студенческого самоуправления). Приблизительно каждая пятая взятка (19,3%) дается по инициативе представителей высшего учебного заведения. В перечне поводов для взятки лидирует вступление в высшее учебное заведение - с этой целью давалось 42,3% взяток. Дальше идут успешная сдача экзаменов и зачетов (24,7% и 11,5% соответственно) и угроза отчисления из вуза - 6,7%, другие поводы - 0,8%, остальным 14% опрошенных было тяжело ответить на этот вопрос. Таким образом, на основе проработанного материала можно сделать вывод, что украинская образовательная система медленно и уверенно катится в бездну необразованности, отсутствия интереса к образовательному процессу, коррупции. Возможность изменить ситуацию зависит от самих студентов ВУЗов и возможно от правительства Украины.