Зачастую происходит нарушение психологических принципов взаимодействия компьютера с учащимися которое, чаще всего, проявляется в таких моментах:
Избыточная помощь. В результате чрезмерной регламентации деятельности обучаемого сужается «поле самостоятельности» поиска решения, т. к. при малейшей ошибке учащемуся оказывается помощь.
Недостаточная помощь. Здесь обучающие воздействия выдаются преимущественно в форме эвристических рекомендаций, весьма общих и поэтому трудно применимых в конкретной ситуации.
Неадекватность оценочных суждений. Она вызвана тем, что не учитывается история обучения.
Избыточность вспомогательного диалога. При постановке диагноза компьютер для определения содержания ответа обучающегося задает множество вопросов, требующих ответа «да — нет», чем отвлекает обучаемого от решения задачи.
Сбои компьютера. Иногда компьютер может давать ответы не по существу решаемой задачи либо заданного вопроса.
Недостаточная мотивированность помощи. Компьютер указывает, как нужно сделать, но не объясняет, почему именно так, а не иначе.
Чрезмерная категоричность. Она вызывает отрицательные реакции обучаемых в тех случаях, когда они находят нешаблонное решение, которое обучающей программой не предусмотрено.
Эти недочеты компьютера обусловлены тем, что он является технической системой.
При сравнении преимуществ и недостатков применение информационной техники в учебном процессе чаша весов склоняется в пользу преимуществ. В течении последних лет компьютеры стимулировали научные исследования в области преподавания, когнитивной психологии, искусственного интеллекта и пр.
Информатизация образования в России постепенно набирает темпы. Начиная с 1994 года, создается единая Федеральная университетская сеть для обеспечения компьютерной связи между вузами во всех основных научно-образовательных центрах России, а также для выхода в Интернет. В 1997 году была утверждена межвузовская научно-техническая программа «Концептуальное, научно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение информатизации сферы образования», которая определила четыре блока работ в этой области: концептуальное обеспечение информатизации образования, перспективные исследования и разработки по общесистемной методологии информатизации образования, исследование методов и средств общесистемной интеграции информационных технологий в образовании и информационно-аналитическое обеспечение процессов информатизации образования. Наконец, 10 июля 1998 года была утверждена «Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации», в которой, в отличие от предыдущих концепций, рассмотрены перспективы развития и информатизации образования как целостной системы. Информатизация образования понимается этой Концепцией как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, развитие и замена традиционных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.
Намеченные мероприятия по информатизации системы образования, в том числе и высшего образования, соответствуют велениям времени. Однако реализация намеченных в этих программах мероприятий сдерживается бедственным материальным положением образования в нашей стране. Оно по-прежнему финансируется по остаточному принципу, явно недостаточно и порой не продумано. В школьных классах и институтских кабинетах стоят компьютеры давно устаревшего образца со старыми программами не обеспечивающими необходимый уровень формирования компьютерной грамотности, использование компьютеров в учебном процессе и научно-исследовательской работе учащихся и студентов. Между тем, информатизация образования требует создания региональных и локальных компьютерных сетей, электронной почты, электронных библиотек, экспертных систем, настольных издательских систем, электронных учебников, обучающих систем на основе мультимедиа-подхода. Только при таком материальном обеспечении информатизация образования может стать мощным стимулом информатизации общества и его культуры.