Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянина, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу.
Сегодня в отечественной экономической литературе господствуют две основные точки зрения. Первая из них доказывает, что товаром является рабочая сила – потенциальные способности к труду. Вторая точка зрении признает товаром труд, и что заработная плата представляет собой не стоимость рабочей силы, а является ценой труда. Но ее сторонники, понимая, что труд – как процесс целесообразной деятельности трудно представить в виде товара, утверждают, что таковым является «потенциальный труд».
В то же время Международная Организация Труда, как источник международного трудового права, определила, что рабочая сила не является товаром.
Существует несколько определений рынка труда, имеющих, тем не менее, общие черты. Рассмотрим ряд определений рынка труда, существующих в научной литературе.
Под рынком труда понимается: во-первых, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; во-вторых, экономическое и географическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; в-третьих, механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Главная задача рынка труда – обеспечение оптимальной мобильности работников, наиболее быстрое удовлетворение спроса и предложения на рынке труда. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда следующих функций:
организации встречи продавцов и покупателей труда;
обеспечения конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
установления равновесных ставок заработной платы;
способствования решению вопросов занятости населения;
осуществления социальной поддержки безработных.
Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества. Следовательно, состояние рынка труда и его эффективность являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики.
В зависимости от пространства, охватываемого теми или иными рынками труда, они подразделяются на краевые, межкраевые, областные региональные, общегосударственные, мировой, национальный и т.д., также выделяют внешний (общенациональный) рынок труда и внутрифирменный.
Первый и второй из перечисленных в нижеуказанной диаграмме элементов рынка труда представляют собой естественное необходимое условие для существования рыночных отношений в сфере труда, они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда (с третьего по восьмой) оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно, и реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность.
Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является все экономически активное население, а спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Аргументацией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно происходят изменения условий занятости возникает необходимость движения работников (по профессиям, должностям и уровням квалификации), территориального перемещения и др.
Другая точка зрения, состоит в том, что рынок труда, как и всякий рынок, относится к сфере обращения, поэтому он не может включать в себя всех работающих, так как он уже вышли из этой сферы и вступили в сферу производственную.
Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и количеством рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и поэтому ищущего им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов: