По данным медицинского обследования, около половины детей с сотрясением мозга, при этом у всех неоднократная. Травмы получены обычно в возрасте 6-7 лет. Все дети были поставлены на учет в психоневрологический диспансер.
В полоролевом поведении отмечены две крайности: половая распущенность (торговля собой, младшими родственниками, другими младшими детьми), полное непонимание отношений между полами.
В целом судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. Существует тенденция к понижению самоуважения, действия часто неадекватны ситуации. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание себя как целостной личности.
Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и социализация его личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако, такой контакт у беспризорного ребенка отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что определяет трудности его взрослого существования.
Беспризорные дети, как правило, плохо учились. Они плохо читают, пишут, считают. Учиться им было неинтересно, поэтому имею пробелы во всех областях знаний.
Здоровье детей расшатано жизнью на улице. Большая часть детей – носители опасных инфекционных заболеваний. Болезни, как правило, запущены, переведены в хроническую форму.
Любопытны планы детей на свою будущую жизнь – 53% хотят вернуться домой, 29% - продолжить учебу, 18 – «жить как все», 12% - не имеют никаких планов. Никто из детей не выбрал ответ «я уже ничего не могу изменить», то есть все дети надеются на перемены к лучшему. Большинство хотели бы, чтобы у них были заботливые родители, только 17% хотели бы жить самостоятельно. Показательно, что среди перемен к лучшему третья часть детей назвала улучшение питания, 12 % - хотят иметь много игрушек, 23% - красивую одежду.
Попадая в приют, беспризорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.