Роль семьи в жизнедеятельности общества определяется тем, что ей присущи, с одной стороны, черты социального института, а с другой – малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. Как первичная малая группа она основана на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Особенно важно влияние семьи на первичную социализацию личности. Именно здесь ребенок получает основы представлений о мире, человеческих отношениях, гражданских правах и обязанностях. Личный пример родителей на ранних этапах социализации имеет доминирующее значение в его формировании.
Обострение социально-экономических проблем в России отражается практически на каждой семье. Падает уровень жизни, возрастает беспокойство за будущее – свое и детей, отчего усиливается напряженность в семейных отношениях.
Все это находит подтверждение в данных официальной статистики. По итогам 2000 г. в Нижегородской области число преступлений, совершенных на бытовой почве, увеличилось на 16,5%: убийств (+16,6%) и причинений тяжкого вреда здоровью (+7,9%). Прослеживается прямая связь между пьянством и преступностью в семейной сфере. Основными ее мотивами остаются ревность, злоба, зависть и иные личностные и бытовые причины. Поводом, как правило, служат ссоры, скандалы, неприязненные взаимоотношения в результате семейных неурядиц, жилищно-бытовой неустроенности.
В октябре-ноябре 2000 г. Волжским отделом ВНИИ МВД России проведено изучение мнения жителей Нижнего Новгорода о насилии в семье (опрошено 326 человек). Цель исследования – определить возможности совершенствования профилактики семейно-бытовых конфликтов, что нашло свое выражение в разработанном инструментарии.
Распределение оценок нижегородцами различных поступков как проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов (%)
Варианты ответов |
Образование | |||
начальное |
среднее общее |
среднее специальное |
высшее | |
Побои |
68,8 |
64,0 |
74,6 |
81,3 |
Угрозы применения физического действия |
31,3 |
44,1 |
47,7 |
57,8 |
Пьянство, наркомания |
43,8 |
51,4 |
53,1 |
57,8 |
Систематическая нецензурная брань |
31,3 |
16,2 |
37,7 |
35,9 |
Постоянные выяснения отношений |
6,3 |
13,5 |
23,1 |
32,8 |
Запрет заниматься тем или иным делом |
12,5 |
10,8 |
15,4 |
20,3 |
Отказ заниматься каким-либо делом |
- |
3,6 |
10,8 |
10,9 |
Физические наказания детей |
31,3 |
31,5 |
36,9 |
50,0 |