Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требуется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а число их велико, в основание отбора могут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социальные группы населения, государство приступает к традиционному распределению выделенных на цели социальной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а потому нередко оказывается лишенной практического смысла.
Пагубным последствием всеобщего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза существует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились целые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпенизированные слои населения создали уже не просто банды, но подпольные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем,
не применить ли к ним те самые «высшие меры социальной защиты», о которых говорится в эпиграфе к настоящей статье.
Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами общественного призрения служили церкви и монастыри. «Около соборов, церквей и монастырей сосредотачивалась общественная благотворительность, содержались больницы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь использовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное имущество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотворительности пошли не только удельные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с волеизъявлением прихожан, хотя и инициировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных организаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регулировании. В отличие от человека нашего времени, зачастую остающегося один на один со своими проблемами, человек Средневековья от рождения был включен в целую сеть семейных, сословных и религиозных корпораций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31].
Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени породила государство современного типа, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюджетом, систематизированным законодательством и т.д. Не могло остаться вне государственного регулирования и общественное призрение.
С 1721 года Русская православная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному исполнению призрения и устройству в губерниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессиональных нищих. Церковное имущество было передано в управление государства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей расходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала государственной повинностью.
В свою очередь, «общественная благотворительность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее приходилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законодательно, нарушение сурово каралось. Отсюда - один шаг до окончательной передачи призрения в ведение государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в результате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елизавете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ограничить свою деятельность сословным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельными мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или священнослужителей.
Отсутствие гражданских обществ на местах и слабые хозяйственные навыки в губерниях вызывают централизацию губернской деятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году создается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяйства.
Второе событие 1802 года - создание по инициативе Российского Императорского дома Человеколюбивого общества, действовавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже реформами Екатерины II, получает свое первое организационное оформление. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связано, но именно МВД формирует правила гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские управления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к церковной и административной благотворительности присоединяется новое ее направление – гражданское.